Возраст двух лет для малыша оценивается многими родителями по-разному. Одни считают его достаточно взрослым для общения короткими фразами, другие уверены, что он ещё слишком мал и не обеспокоены его лепетом. Как найти «золотую середину» и определиться, нужно ли тревожиться по поводу «малоговорящих» двухлетних деток?
Малыш-двухлетка не хочет говорить: стоит ли переживать?
Первым делом родителям нужно убедиться в состоянии здоровья слухового аппарата ребёнка. Реакция на речь взрослого должна определить отсутствие или наличие проблемы со слухом у малыша, а также определённых неврологических нарушений.
Многими логопедами и неврологами отмечается тенденция последних лет запаздывания начала развития детской речевой активности по сравнению с предыдущим десятилетием. Общую для всех причину такого состояния специалисты пока найти не могут, и поэтому обычно не советуют беспокоиться до достижения малышом 3 лет. Общие требования к тому, что должен уметь ребёнок в определённом возрасте, не всегда можно применить к каждому конкретному малышу. Поэтому вполне возможно, что ваш малыш «разговорится» немного позже, просто его время ещё не пришло.
Почему ребенок 2 лет не разговаривает?
Если родители после необходимых обследований ребёнка убедились в нормальном состоянии его слуха, то возможными ответами на главный вопрос будут такие:
- стремление близких к чрезмерной опеке младшего члена семьи, проявляющейся в исполнении всех его пожеланий, которые выражаются только жестами или криком. Если малыш получает всё желаемое без слов, то он быстро усвоит их ненужность и не будет иметь стимула к пользованию речью. Если родителями используются жесты или какие-либо действия вместо слов при общении с маленькими детьми, то это тоже вызывает замедление развития речевых навыков.
- избыточность «шумового оформления» в доме от постоянно работающих телевизоров и других источников, бесконечных разговоров окружающих между собой также вредна для ребёнка, ведь у него появляется привычка воспринимать речь как привычный шум без внимания к отдельным словам. Это означает, что взрослым необходимо говорить непосредственно с ребёнком, а не просто в его присутствии.
- нежелание родителей находить для общения с ребёнком хотя бы недолгое время, но ежедневно. Недостаток их внимания обернётся потом не только замедленным развитием речи, но и ответным равнодушием к ним детей.
Лучший помощник – любящая семья
Первые уроки малыш должен получать именно среди самых близких, в играх и чтении сказок, совместных упражнениях и забавах. Это всё является главными составляющими воспитания детей и их успешного развития.
Итак, начинаем с отключения звукового фона – компьютера или телевизора, ребёнку необходимы живые добрые слова и внимание членов семьи. Только не заменяйте это угадыванием желаний по взглядам или жестам, обязательно старайтесь использовать ситуацию для побуждения к просьбе словами.
Доступные для домашних занятий и полезные для малышей игры с пальчиками помогут развить речевые умения. Массаж каждого пальца в отдельности, особенно если он сопровождается забавными стишками-потешками, принесёт радость и пользу ребёнку. Для такого массажа логопеды применяют простое приспособление – зубную щётку. Можно и дома применить такой способ, а можно и мячики «ёжики», колечки Су джок.
Семицветик полезных советов
- Проявляйте свою радость при каждом сказанном ребёнком звуке и старайтесь стимулировать проявленную им активность.
- Занятия гимнастикой для улучшения артикуляции будут полезной игрой для малыша, особенно если упражнения делать перед зеркалом.
- Чтение любимых и знакомых вам с детства сказок для детей помогут малышу услышать и повторить короткие фразы.
- Каждый ребёнок – творческая личность, поэтому совместное рисование с рассказом обо всём, что создано на бумаге, поможет сочетанию образа и слова. Яркие картинки в раскрасках для малышей – это также хороший стимул для описания их словами.
- Родители имеют возможность широкого выбора из множества развивающих игр для детей, чтобы помочь своему малышу заговорить. Собирать большие картинки из десятков пазлов малышу пока не под силу, а простые, разрезанные на несколько частей фигурки вполне подходят.
- Во время прогулок проявите фантазию и расскажите ребёнку обо всём окружающем: играх на детской площадке, птицах на дереве, проезжающих машинах.
- Рассматривая книжку о животных или птицах с картинками, продемонстрируйте малышу их голоса, которые он с удовольствием повторит.
Если нужна помощь логопеда
Обычно логопеды считают началом занятий с малоговорящими детьми возраст 3 года, но помощь такого специалиста вполне применима и для двухлетних. Посещать занятия могут не все дети с родителями, если добираться далеко или же детского логопеда в малых населённых пунктах попросту нет.
В таком случае на помощь придут онлайн занятия, и логопед на дому станет доступным для всех малышей. От родителей потребуется только правильно организовать такие занятия по рекомендациям онлайн курсов и уделять своему ребёнку хотя бы необходимый минимум времени, только регулярно и ежедневно.
Терпение и труд всё перетрут
Родителям, бабушкам и дедушкам малышей-двухлеток, которые не спешат порадовать своих родных ответными связными фразами, нужно помнить, что ежедневное внимание к стимулированию речи малыша поможет ему поскорее стать собеседником.
Довольно часты ситуации, когда ребёнок, вступая в круг детского коллектива, быстро осваивается и все его дремавшие до этого речевые способности просто прорываются за несколько дней.
Совместное чтение детских сказок и стишков, развивающие игры и рисование с комментариями – всё это незаменимо для успешного освоения речевых умений. Лучшими учителями для двухлетних малышей были и остаются любимые и любящие самые близкие люди. Такие условия в семье непременно дадут результат к 3 годам, и вашим ребёнком можно будет гордиться.
Автор: Инна Василенко
Наш сынишка тараторит без умолку. Понять мы может где то 30% от сказанного, остальное додумываем. Он так хочет нам что-то рассказать, что начинает все это сопровождать активной жестикуляцией. Боимся, что когда начнет говорить четко будет рассказывать всем про все и про всех!
У меня дочери уже 2,5 годика и говорит она только отдельные слова. А в основном, только молчаливо на все показывает пальчиком. К логопеду водили, отклонений никаких не нашли. Врачи говорят, что сейчас это норма, больше 30% детей начинают четко разговаривать только к трем годам. Но я все равно переживаю. Попробую воспользоваться советами, спасибо.