Ребенку 2 года. Не разговаривает. Что делать?

Возраст двух лет для малыша оценивается многими родителями по-разному. Одни считают его достаточно взрослым для общения короткими фразами, другие уверены, что он ещё слишком мал и не обеспокоены его лепетом. Как найти «золотую середину» и определиться, нужно ли тревожиться по поводу «малоговорящих» двухлетних деток?

Малыш-двухлетка не хочет говорить: стоит ли переживать?

Первым делом родителям нужно убедиться в состоянии здоровья слухового аппарата ребёнка. Реакция на речь взрослого должна определить отсутствие или наличие проблемы со слухом у малыша, а также определённых неврологических нарушений.

Многими логопедами и неврологами отмечается тенденция последних лет запаздывания начала развития детской речевой активности по сравнению с предыдущим десятилетием. Общую для всех причину такого состояния специалисты пока найти не могут, и поэтому обычно не советуют беспокоиться до достижения малышом 3 лет. Общие требования к тому, что должен уметь ребёнок в определённом возрасте, не всегда можно применить к каждому конкретному малышу. Поэтому вполне возможно, что ваш малыш «разговорится» немного позже, просто его время ещё не пришло.

Почему ребенок 2 лет не разговаривает?

Если родители после необходимых обследований ребёнка убедились в нормальном состоянии его слуха, то возможными ответами на главный вопрос будут такие:

  • стремление близких к чрезмерной опеке младшего члена семьи, проявляющейся в исполнении всех его пожеланий, которые выражаются только жестами или криком. Если малыш получает всё желаемое без слов, то он быстро усвоит их ненужность и не будет иметь стимула к пользованию речью. Если родителями используются жесты или какие-либо действия вместо слов при общении с маленькими детьми, то это тоже вызывает замедление развития речевых навыков.
  • избыточность «шумового оформления» в доме от постоянно работающих телевизоров и других источников, бесконечных разговоров окружающих между собой также вредна для ребёнка, ведь у него появляется привычка воспринимать речь как привычный шум без внимания к отдельным словам. Это означает, что взрослым необходимо говорить непосредственно с ребёнком, а не просто в его присутствии.
  • нежелание родителей находить для общения с ребёнком хотя бы недолгое время, но ежедневно. Недостаток их внимания обернётся потом не только замедленным развитием речи, но и ответным равнодушием к ним детей.

Лучший помощник – любящая семья

Первые уроки малыш должен получать именно среди самых близких, в играх и чтении сказок, совместных упражнениях и забавах. Это всё является главными составляющими воспитания детей и их успешного развития.

Итак, начинаем с отключения звукового фона – компьютера или телевизора, ребёнку необходимы живые добрые слова и внимание членов семьи. Только не заменяйте это угадыванием желаний по взглядам или жестам, обязательно старайтесь использовать ситуацию для побуждения к просьбе словами.

Доступные для домашних занятий и полезные для малышей игры с пальчиками помогут развить речевые умения. Массаж каждого пальца в отдельности, особенно если он сопровождается забавными стишками-потешками, принесёт радость и пользу ребёнку. Для такого массажа логопеды применяют простое приспособление – зубную щётку. Можно и дома применить такой способ, а можно и мячики «ёжики», колечки Су джок.

Семицветик полезных советов

  1. Проявляйте свою радость при каждом сказанном ребёнком звуке и старайтесь стимулировать проявленную им активность.
  2. Занятия гимнастикой для улучшения артикуляции будут полезной игрой для малыша, особенно если упражнения делать перед зеркалом.
  3. Чтение любимых и знакомых вам с детства сказок для детей помогут малышу услышать и повторить короткие фразы.
  4. Каждый ребёнок – творческая личность, поэтому совместное рисование с рассказом обо всём, что создано на бумаге, поможет сочетанию образа и слова. Яркие картинки в раскрасках для малышей – это также хороший стимул для описания их словами.
  5. Родители имеют возможность широкого выбора из множества развивающих игр для детей, чтобы помочь своему малышу заговорить. Собирать большие картинки из десятков пазлов малышу пока не под силу, а простые, разрезанные на несколько частей фигурки вполне подходят.
  6. Во время прогулок проявите фантазию и расскажите ребёнку обо всём окружающем: играх на детской площадке, птицах на дереве, проезжающих машинах.
  7. Рассматривая книжку о животных или птицах с картинками, продемонстрируйте малышу их голоса, которые он с удовольствием повторит.

Если нужна помощь логопеда

Обычно логопеды считают началом занятий с малоговорящими детьми возраст 3 года, но помощь такого специалиста вполне применима и для двухлетних. Посещать занятия могут не все дети с родителями, если добираться далеко или же детского логопеда в малых населённых пунктах попросту нет.

В таком случае на помощь придут онлайн занятия, и логопед на дому станет доступным для всех малышей. От родителей потребуется только правильно организовать такие занятия по рекомендациям онлайн курсов и уделять своему ребёнку хотя бы необходимый минимум времени, только регулярно и ежедневно.

Терпение и труд всё перетрут

Родителям, бабушкам и дедушкам малышей-двухлеток, которые не спешат порадовать своих родных ответными связными фразами, нужно помнить, что ежедневное внимание к стимулированию речи малыша поможет ему поскорее стать собеседником.

Довольно часты ситуации, когда ребёнок, вступая в круг детского коллектива, быстро осваивается и все его дремавшие до этого речевые способности просто прорываются за несколько дней.

Совместное чтение детских сказок и стишков, развивающие игры и рисование с комментариями – всё это незаменимо для успешного освоения речевых умений. Лучшими учителями для двухлетних малышей были и остаются любимые и любящие самые близкие люди. Такие условия в семье непременно дадут результат к 3 годам, и вашим ребёнком можно будет гордиться.

Автор: Инна Василенко


2 комментариев для “Ребенку 2 года. Не разговаривает. Что делать?

  • 28.01.2016 в 12:30
    Permalink

    Наш сынишка тараторит без умолку. Понять мы может где то 30% от сказанного, остальное додумываем. Он так хочет нам что-то рассказать, что начинает все это сопровождать активной жестикуляцией. Боимся, что когда начнет говорить четко будет рассказывать всем про все и про всех!

    [Ответить]

  • 06.03.2016 в 21:22
    Permalink

    У меня дочери уже 2,5 годика и говорит она только отдельные слова. А в основном, только молчаливо на все показывает пальчиком. К логопеду водили, отклонений никаких не нашли. Врачи говорят, что сейчас это норма, больше 30% детей начинают четко разговаривать только к трем годам. Но я все равно переживаю. Попробую воспользоваться советами, спасибо.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*