Развивающие игры для первоклассников

Развивающие игры для первоклассников Развитие ребенка

Начальная школа — это фундамент для всего остального обучения. Прочный фундамент, заложенный в первых классах, обеспечит качественные знания в старшей школе. Как учить первоклашек, которые ещё вчера всё время строили башни из кубиков и гоняли по двору мяч? Ответ прост — играя. В этой статье рассмотрим, как обучать играя, и как играя — отдыхать.

Обучающие игры

В начальной школе детсадовские игры уже теряют свою обучающую функцию, всё больше в жизни маленького школьника становится учебной и трудовой деятельности. Редкий первоклашка с большим удовольствием ходит в школу, ведь яркий праздник на 1 сентября довольно быстро сменяется монотонными учебными буднями, помните анекдот про первоклассника, который вернувшись после первого учебного дня, заявил: «почему вы не предупредили, что это на 11 лет?!?!»

Так вот, именно обучающие игры для первоклашек помогут достигнуть учебных целей, ведь эти игры новы для ребёнка, и поэтому интересны. Ещё Сухомлинский говорил об игре, как о светлом окне, через которое в ребёнка входит «живой поток знаний». Обучающие игры развивают логику, проверяют, на что способен тот или иной ученик, а соревновательный дух делает игры для первоклашек в классе ещё более привлекательными в глазах учеников.

Суть развивающих игр для первоклассников заключается в процессе, это тот случай, когда уместно сказать: «главное не победа, а участие». Ведь пусть процесс игры придуман педагогом, но чувства-то, переживаемые ребёнком реальны.

Итак, игры, проводимые учителем на уроке можно разделить на:

  • игры с предметами;
  • игры с печатным материалом;
  • игры в слова.

Обучающие игры для учеников первого класса

  1. Учитель показывает карточки с фотографиями следов, дети угадывают, чьи это следы.
  2. Учитель показывает карточки с фотографиями листьев, дети угадывают, с каких они деревьев.
  3. Класс делится на команды (в обычных классах 3 ряда, и 6 вариантов — вот вам и 6 команд), каждой команде даётся изображение животного, команды придумывают рассказ, сказку или стихотворение.
  4. Учитель показывает карточку с изображением, дети придумывают противоположные по смыслу слова (длинный-короткий, чёрный-белый, лентяй-работяга, слон-колибри, солнце-луна…)
  5. Подбор парных картинок учит обобщать и систематизировать, в этой игре пара подбирается и по внешним признакам и по смыслу.
  6. Каждому ряду раздаются паззлы с изображением растительного и\или животного мира, ребята их собирают — здесь развивается логика, мелкая моторика и умение работать в команде.
  7. Учитель зачитывает качества животного, ученики отгадывают, кто это. Для ещё более близкого знакомства детей можно угадывать своего одноклассника по характеру и\или внешности.
  8. Учитель зачитывает характеристики дерева, животного или предмета, к основным добавляет несколько выдуманных, ученики угадывают, сколько небылиц было в описании.
  9. Учитель говорит 3-4 слова, ученик называет это одним словом (например, вопрос: «холод-снег-ёлка», ответ: зима).
  10. Класс делится на команды, учитель раздаёт каждой детский кроссворд или ребус.
  11. Из журналов вырезаются заголовки (или отдельные, крупно напечатанные слова), складываются в коробку, класс делится на три команды (один ряд — одна команда), каждой команде выдаётся коробка с вырезанными словами и фразами, ватман, клей-карандаш и фломастеры. Команды составляют свою «газету».
  12. На карточках пишутся слова без гласных букв, дети отгадывают, что это за слова (пример: ст-льч-к (пропущены буквы у, и), -гр-шк- (игрушка) и т.д.)
  13. Командам раздаются названия сказок, дети их отгадывают. Названия пишутся набором букв «рканяса ошчапак» — красная шапочка, «отк в осгхпаа» — кот в сапогах и т.д.
  14. Очень шумная, но весёлая игра — учитель говорит названия птиц или животных, ученики отвечают, как они разговаривают (учитель говорит ворона, ученики отвечают кар-кар, собака — гав-гав, медведь — ррр…)

Участие в интересных играх для первоклассников развивает мышление, логику, умение работать в команде, а также способствует самоутверждению учеников; дети учатся планировать и анализировать.

Математические игры для первоклассников

В школе на уроках по математике детям очень интересны занимательные викторины и конкурсы. Для этого класс делится на команды по 5 человек. Выбирается капитан каждой команды и название. Учитель зачитывает задание, как только команда готова к ответу — капитан поднимает руку.

Для разминки подойдут математические загадки, например:

  • что это за цифра такая, она, когда на голову встанет, то сразу на три меньше станет? (9)
  • стул спинкой вниз перевернём и цифру в нём мы узнаём (4)
  • какая цифра любит лентяев? (2)
  • назовите цифру-кочергу (7)
  • какая цифра состоит из двух нулей? (8)
  • обращаюсь к вам с вопросом — что за цифра: полка с носом? (1)
  • что за цифра прячется в ладошке? (5 пальцев)
  • какая цифра состоит из двух крючков (3)
  • кружочек и крючочек образуют цифру…(6)
  • цифра сама ничто, но лишь к другой цифре подходит — сразу чудо происходит (0, подходит к 1=10)

Далее следует конкурс «кто считает быстро»: здесь загадки, только внимательно слушая которые, можно дать правильный ответ. Например: гуляет уточка с утятами, двое впереди, трое сзади, а один кукушонок рядом. Сколько утят? (5, кукушонок, это не утёнок).

Далее раздаются примеры, где надо вставить пропущенное число. Например: …+4= 7; 2-…=1; 5+3=…

Затем командам предстоит расшифровать пословицу, буквы которой зашифрованы цифрами — а-1, б-2, в-3 и т.д.

Добавьте математические ребусы с кроссвордами, и ни один первоклашка не уйдёт разочарованным с такого урока-викторины.

Подвижные игры

Для младшего школьного возраста просто необходимо движение. Игры для первоклашек на перемене снимут эмоциональное напряжение и создадут благоприятную атмосферу для дальнейшего обучения.

Главное в подвижных играх (как, впрочем, и в обучающих) чётко объяснить правила и следить за их точным выполнением. Первоклассники, в основной массе, очень активны, и не всегда правильно рассчитывают свои способности.

Почти все хотят быть лидерами, водящими и прочими «избранными». Поэтому назначать «главного» в той или иной игре следует при помощи жеребьёвки и\или считалочки.

Подвижные игры школьникам

  1. Классическую игру в «съедобное-несъедобное» можно трансформировать в «летает — не летает», «животное — не животное» и т.д.
  2. Пантомима способствует развитию творческих навыков, помогает раскрепоститься, а также сплачивает класс и открывает новые способности у каждого участника. Помимо обычного варианта — отгадать животное или фильм, можно загадывать названия школьных предметов.
  3. Дети встают в круг, водящий стоит в центре с закрытыми глазами. Учитель показывает на одного из стоящего в круге, тот изменив голос, говорит фразу «кто я?». Если ведущий угадал, то они меняются местами.
  4. В круг ставятся стулья на 1 меньше, чем игроков, дети бегают вокруг них, по команде учителя — садятся. Кому не хватило стула — выбывает и забирает с собой один стул. Далее всё повторяется до тех пор, пока не останется 1 игрок.
  5. Очень нравятся первоклашкам «море волнуется раз, море волнуется два…»; «ручеёк», «колечко-колечко, выйди на крылечко».
  6. Весёлая игра «волк и семеро козлят» потребует от ребятишек скорости и проворности. Игровая площадка делится на две части: дом и лес, меж этими двумя площадками располагается дорожка волка — чертится мелом и не должна превышать 1 метра в ширину. Все козлята располагаются на той половине площадки, которая обозначает «дом», волк встаёт на дорожку. По команде учителя козлята идут гулять в лес. Волк должен поймать хотя бы одного. Пойманный козлёнок превращается в волка, и они уже вдвоём ловят козлят.
  7. Много смеха поднимает игра «пройди под перекладиной». Сначала перекладина устанавливается на уровне глаз (можно вместо перекладины взять скакалку и двух человек, её держащих), после того, как все прошли (наклоняться можно только назад, руками земли не касаться), перекладина опускается ниже. Задевшие её, или дотронувшиеся до земли, выбывают. Победитель получает звание «самого гибкого».
  8. Класс делится на 2 команды, встают в линию друг за другом. Первому игроку даётся мяч, все дети поднимают руки вверх, и по команде учителя первый участник начинает передавать мяч следующему. Мяч не должен упасть на землю, дотронуться до него должен каждый игрок, и участники не должны поворачиваться лицом друг к другу. От последнего к первому игроку мяч передаётся между ног.

Значение подвижных игр для первоклассников трудно переоценить, они развивают детей как физически, так и эмоционально, раскрепощают и сплачивают класс. В командной игре каждый ощущает себя нужным и значимым.

Играйте с детьми в правильные игры!

Автор статьи: учитель Яфунина Елена

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Марьянка

    Мне кажется, что игры по типу угадай кто, как говорят животные, придумывания рассказов уместны и в детском саду. Это позволит скооперировать детей в единый коллектив и начать фантазировать и сочинять сказки. А после можно и в театр поиграть, разбив придумку по ролям.