Познавательное развитие ребенка

Познавательное развитие ребенка осуществляется за счет формирования способов и средств ориентировки и обогащения знаний и представлений о многообразном окружающем нас мире.

У малышей до пяти лет появляется новое для них сенсорное ощущение и восприятие мира. Во время активных игр и общения, занятий рисованием и конструированием ребенок начинает разделять свойства, признаки и форму предметов, учится воспринимать многообразие звуков и цветов.

В познавательном процессе зрение начинает преобладать над движением, постепенно формируется умение рассматривать предметы. При этом активно подключаются другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). В данном возрасте все дети превращаются в маленьких исследователей. Они все предметы подвергают интенсивному изучению (стучат, нюхают, сжимают, царапают, разламывают на части). В результате мир ребенка обогащается новыми, более точными образами, с более сложными цветами и геометрическими формами.

Познавательное развитие ребенка получает мощный стимул благодаря усложнению речи. Увеличивается словарный запас, причем не столько за счет новых слов-предметов, сколько за счет слов-признаков, свойств, определений.

К пяти годам ребенок накапливает довольно объемный багаж из образов различных предметов. Детская память теперь может опираться не только на отдельные словоформы (сказки, стихи, считалки), но и на несложные образы окружающих вещей. Однако память носит все еще непроизвольный характер, определяется, в основном, видами активной деятельности.

У детей стимулировать развитие произвольной памяти можно, вовлекая их в ролевые и сюжетные игры, активное речевое общение, инсценирование детских произведений. Познавательное развитие ребенка продолжается за счет использования различных символов и образов предметов, формирования сложных механических движений тела. Ребенок с удовольствием изображает разные предметы, подражает животным, копирует друзей и близких. Постепенно формируется символьное и абстрактное мышление, которое выводит познавательное развитие ребенка на качественно новый уровень.

У ребенка интенсивно развивается воображение и фантазия. Он в состоянии представить любой отсутствующий или несуществующий предмет, домыслить то, что не может непосредственно увидеть. Хотя еще в своей деятельности достаточно активно ребенок использует символы (игровые, изобразительные, звуковые).

Несмотря на бурную фантазию и воображение мышление дошкольника очень реалистично. Ребенок искренне верит в то, что чувствует, видит или слышит. В таком возрасте все дети плохо различают грань между сновидениями и явью, реальной жизнью и жизнью из книг или телевизора. В центре мира дошкольника по-прежнему находится он сам. Все его действия эгоцентричны, он еще не способен увидеть происходящее глазами другого человека. Тоже происходит с предметами и действиями. Ребенок не может осознать цель, если она не касается его ближайших действий. Ему трудно концентрироваться и удерживать внимание, исходя из далеких и непонятных мотивов.

Еще труднее ребенку-дошкольнику прогнозировать события. Его мышление не в состоянии предвидеть развитие сюжета по нескольким признакам одновременно. В тоже время у каждого ребенка образуется очень стойкое стремление к новым знаниям, что выливается в бесконечные детские «Почему?». Параллельно зарождаются понятия о времени, как промежутке между конкретными датами; о числах, как особых характеристиках предметов; начинается осознание пространства, как одного из понятий материального мира.

В заключение нужно отметить, что познавательное развитие ребенка в возрасте до пяти лет — явление чрезвычайно сложное и важное для дальнейшего успешного становления ребенка как личности. Происходит оно достаточно своеобразными путями и методами, и задача родителей помочь ребенку найти правильное место в нашем взрослом мире.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*