Методика раннего развития детей Зайцева

Все дети гениальны. Детский мозг впитывает столько информации именно за первые три-пять лет жизни, что начинать систематичное обучение с шестилетнего возраста – значит опоздать навсегда. Ни один ребенок не начинает говорить, пока он не выучивается наблюдать и сопоставлять, пока сам не захочет сообщить о своих открытиях. На этих основах психолингвистики строились многие методики.

Обучение чтению по методике Зайцева

  • Игра, постановка проблемной ситуации, поиск и выбор решения, опережающее обучение – вот в чем «конек» методики Зайцева.

Вслед за своими предшественниками, Николай Александрович основывается на зрительном восприятии и зрительной памяти детей.
Отсюда обилие наглядности на занятиях. Таблицы и кубики создают образ изучаемого. Этот образ откладывается в эмоциональной памяти. Наглядность нужна и как подсказка при решении проблемы.

Обеспечивая мыслительную работу, она используется при выборе одного решения из многих. Она, наконец, служат для закрепления необходимых навыков и повторения.

Работа с таблицами весьма интеллектуально затратная. Важно вовремя переключить зрительное внимание детей на другой вид наглядности: кубики.

Обучение по кубикам Зайцева

Кубики Зайцева созданы по всем правилам зрительной и осязательной дифференциации: они различны по цвету, размеру, материалу, они издают звуки: глухие или звонкие. Двойные кубики, по правилам игры, «сигнализируют» детям о правописании и произношении гласных после некоторых шипящих.

Обязательным условием является графическое изображение гласных и согласных на кубиках разными цветами: согласных – темными оттенками, а гласных – светлыми. Для «Ъ» и «Ь» служат зеленые тона.

Интересно и целевое назначение карточек. На них с одной стороны нанесены изображения и их наименования в печатном трехцветном варианте, а с другой – те же наименования – и в печатном, и в прописном варианте, и тоже трехцветные.

Карточки лучше использовать совместно с кубиками, давая детям возможность собирать двух-трех- и «многоскладовые» слова с разноместным ударением, с разным количеством гласных или согласных.

За 25 минут игровой интеллектуальной занятости дети не замечают времени. Информация, считает Зайцев, не может быть избыточной, она может стать только недостаточной.

  • Понятие дисциплины, как синоним тишины, отсутствует. Неподвижность в неудобных позах исключается.

Используется даже письмо. Впрочем, не стоит понимать буквально, что дети именно пишут. На первых этапах достаточно водить указкой по таблице, как бы эмитируя процесс письма и «пропевая». Это развивает моторику детских рук, готовя их к более поздней работе с ручкой. Это же навсегда отучивает писать, например, «жыть», «шырь».

Зайцев от привычного и сложившегося уже слогового деления перешел к «складовому».
По Зайцеву, «склад» — это не буква и не звук, и не их сочетание. «Склад» легче понять и определить с позиций речевой моторики: сколько усилий-движений делает аппарат, который принято называть речевым, столько и складов в слове. Просто чуть прижмите горло пальцами и считайте.

Чтение, по Зайцеву, — это умение прочесть впервые увиденное слово.
С помощью его методики малыши станут это делать меньше, чем через неделю обучения.

Обучение английскому языку

Фонетический принцип использует Зайцев и при обучении английскому языку. Он считает, что без фонетики нельзя понять грамматику, нельзя освоить письмо.

В школе по-прежнему фонетике внимание уделяется малое, нет четкой установки на разграничение букв и звуков. Как результат: неверное изложение грамматики.

Минимальной единицей языка Зайцев считает звук, буквы для него – вторичны.
Именно звуки выполняют функцию перцептивную: довести речь до восприятия и понимания и функцию сигнификативную: различение морфем на слух и их произношение-«пропевание».
Транскрипция и транскрибирование помогают ему в отработке произношения.

При помощи того же «пропевания» дети обучаются воспроизводить высоту звуков, силу, амплитуду колебании и их длительность. Отработка произношения часто сопровождается использованием пальцев рук, которые помогают движениям губ и языка.
Алгоритм Зайцева таков: запомнить слово, научиться его произносить, затем писать.

Наглядность, таблицы и кубики, незаменимы в этом процессе. Алгоритм их использования таков же, как и при обучении русскому языку: произношение, написание, примеры. Таблицы систематизированы таким же образом. Рядом со сложной фонетической конструкцией находится ее номер. На соседней таблице по этому номеру можно найти примеры слов-аналогов. Все спрессовано как в таблице Менделеева.

Обучение английскому языку у Зайцева нельзя себе представить без работы над записью речи носителей языка, лучше всего дикторов. Под такой работой Зайцев подразумевает прослушивание и письменное фиксирование речи, исправление письменных ошибок, проговаривание-повторение за диктором с опорой на свое же письменное фиксирование и без этой опоры. Далее следует магнитофонная запись собственного чтения этого же текста и анализ-сравнение.

Обучение математике по методике Зайцева

Ребенок столько раз видел цифры, что запоминал их невольно. Он только не понимает их назначение и не знает, какие операции с ними можно производить. Подсказать ему это может наглядность Зайцева.

Ориентироваться в арифметических и геометрических карточках несложно. Дети, знакомые уже с алгоритмом карточек лингвистических, и эту структурированную систему осваивают сходу. В понятиях четности и нечетности, например, они начинают ориентироваться быстро благодаря цветам. Изучение дробей и процентов в карточках тоже заложено.

Методика Зайцева предполагает и использование палочек. Из них складываются фигуры: от элементарно-бытовых треугольников или квадратов до более сложных для детей и достаточно абстрактных трапеций и параллелепипедов.

Таблица, называемая числовой лентой, дает возможность не только быстро запомнить цифры в пределах сотни, но и производить все арифметические действия с ними. При помощи карточек они, например, быстро сообразят, что любая цифра, «взятая» какое-то количество раз, — это и есть умножение. Умножение сведено в систему – таблицу. Эту таблицу можно не столько зазубрить, сколько осознанно освоить и запомнить.

Из тех, кто работает по этой методике, никто уже не удивляется, что в три года можно освоить действия с цифрами в пределах сотни, а в пять – тысячи.
Самых уж маленьких можно приобщить к обучающим играм с монетами.
Игра в продавцов и покупателей и счетные палочки тоже дадут возможность размечать и строить геометрические фигуры.
Эффективна часовая лента, позволяющая знакомиться не только с определением времени, но и браться за изучение дробей, а также наблюдать стрелки циферблата и строить углы: прямые, острые, тупые.

Вы знаете что-либо лучшее?
Методика Зайцева с использованием ее мощного инструментария дает неограниченные возможности для творчества учителя. Применимы ее элементы и для детей старшего возраста, на уроках по картографии, к примеру. Всем ясно, что идеальных методик нет, да и быть не может. А сомневающимся или даже противникам можно сказать, что на данный момент времени ничего лучшего никто предложить не может.

 Похожие статьи:  Методика Зайцева
 Методика раннего развития детей Никитиных
 Методика раннего развития детей Марии Монтессори
 Методика раннего развития детей Глена Домана


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*