Методика раннего развития детей Никитиных

Система известных педагогов Никитиных буквально прогремела на весь Советский союз ещё в начале пятидесятых годов прошлого века. Ещё бы детки, выросшие в их семье, уже в три года учились читать, вникали в азы математики и с лёгкостью решали логические задачки, придуманные папой. А, кроме того, поражали гостей немыслимыми гимнастическими упражнениями с удовольствием бегали босиком по снегу, совершенно не простывая. Пожалуй, в те годы и зародилась система родительской педагогики семьи Никитиных.

Воспитываем правильно

Родители частенько впадают в крайности. Одни просто измучивают ребёнка, перегружая всевозможными занятиями и неправильными упражнениями. Занятия выбирают по принципу: «Я считаю, что это нужно». Малышу совершенно не оставляют малышу ни личного пространства, ни свободного времени для игр и желанных занятий. Другие считают, что основа занятий с ребёнком – в правильном кормлении, регулярных водных процедурах. К этому скудному списку могут прилагаться скучные прогулки «за руку». Но такой подход к воспитанию ребёнка вполне может привести… к умственной отсталости наследника.
Никитины считают, что ребёнка лучше воспитывать, в труде, близости к природе, естественно. А основная задача родителей – развить творческие способности малыша и подготовить его к жизни. Все постулаты методики Никитиных можно свести к следующим принципам:

Детки должны быть свободны в своём творчестве, причем элемент творчества должен присутствовать в любых занятиях. Не нужно навязчивых «специальных» тренировок, занятий и уроков. Дети могут заниматься, чем хотят и даже сочетать занятия между собой.

Одежда малышей должна быть лёгкой, удобной для занятий, в том числе и спортивных. А разнообразить «спортивный досуг» помогут спортивные снаряды, установленные дома. Таким образом, спорт станет естественной составляющей жизни детей, наравне со сном, едой, купанием, играми…
Родители должны проявлять неподдельный интерес, к тому, что получается у их чад, а – что не выходит. Хороший родитель вообще принимает участие во всём, что касается его ребёнка – в играх, занятиях, да и вообще – жизни.

При этом важно не «давить» на ребёнка, а дать ему возможность развиваться согласно его желаниям, способностям и приоритетам, создавать условия для занятий. Но не стоит настаивать на играх и уроках, если малыш не в настроении или плохо себя чувствует.

Занятия и игры, предлагаемые малышам должны быть несколько опережающими. Так ребята развиваются куда быстрее и продуктивнее. К примеру, детки заговорили? Неплохо бы достать кубики со словами и цифрами, приклеить плакат с азбукой, озвучивать цифры, рассматривать картинки с малышом.

Занимаемся с удовольствием!

«Среду» для занятий с малышом стоит готовить заранее. Неплохо бы расположить на стенах детской карты полушарий, таблицы тысяч и сотен, алфавит с яркими картинками, прописные и печатные буквы. На полочках можно расставить измерительные приборы и книги. Самые первые, искренние впечатления могут пробудить в ребенке интерес к тому или иному предмету, стать основой для развития способностей.

Старайтесь придумывать занятия, которые бы объединяли вас с малышом. Совместный труд – отличный способ развить способности малыша, стать ближе с ним. Ведь общая работа — ещё и отличный повод поговорить. Но и тут есть два важных момента – если малыш способен сделать что-то самостоятельно, не мешайте ему, не делайте этого вместо ребёнка.

Если наследник способен принять какое-то решение самостоятельно – не доминируйте. Ведь семейные отношения строятся на доверии! Хвалите малыша за творческие порывы, не настаивайте безапелляционно на своём мнении, рассказывайте малышу, на чём основана ваша точка зрения. Ни в коем случае не упрекайте и не наказывайте малыша за промахи. И тем более не стыдите его прилюдно. Но и в тоже время, не оставайтесь равнодушными к тому, что происходит в жизни вашего малыша.

Развиваемся… физически!

Дети учатся не только интеллектуально, но и физически, помогите им в этом. Не нужно перегружать малыша лишней одеждой, как это обычно любят делать бабушки – настаивая на пятнадцатом чепчике. Слишком калорийная пища также не идёт малышу на пользу. Зато грамотно организованное закаливание делает малышей здоровее и крепче.

Методические секреты

Ребёнку важно организовать не только опережающие возможности в играх. Но даже и игры лучше подбирать с учётом возрастных особенностей наследника. Никитины считали, что нет никакой необходимости в том, чтобы навязывать ребёнку занятия. Достаточно создать нужную атмосферу, в которой ребёнок сможет развиваться.

Лучший способ такую атмосферу создать – поиграть с ребёнком, хорошо, если в игре будут участвовать более взрослые сёстры и братья. Так малыш, подражая им, сможет овладевать новыми навыками и умениями. Задачи в игре нужно постоянно усложнять. Однако, подсказывать лучше не стоит.

Дайте ребёнку подумать и принять решение самостоятельно. Не справляется? Значит, переходим к новым, но более лёгким заданиям. Можно на время оставить игру. Так же стоит поступить, если игра стала малышу скучной. Или задания игры настолько сложны, что утомляют наследника.

Какими должны быть игры?

Главная особенность игр Никитиных – их многофункциональность. Такие занятия дают деткам свободу творчества, заинтересовывают, зачастую, не только малышей, но и более взрослых братьев и сестёр. И даже… родителей! Задания отличаются уровнем сложности, сначала – более лёгкие, затем – более сложные. Такое построение игр даёт возможность малышу постоянно развиваться, добиваться своих целей.

Для решения задач малышу предлагаются кубики, кирпичики, квадратики, детали конструктора. Сами задачи выглядят как модель или плоскостной рисунок, чертёж или текст, который сначала придётся читать тем, кто уже умеет – братишкам. Сестрёнкам или маме с папой. Малыш уже усвоил, что передавать информацию можно разными способами? Отлично!

Сложность заданий постоянно возрастает – сначала задания вполне доступны двух-трёх летнему ребёнку. А самые сложные задачки могут показаться занятными даже среднему… взрослому человеку! То, что задания усложняются постепенно – позволяет ребёнку плавно развиваться в течение многих лет, воспитывать в себе творческие способности. Играете с ребёнком по методике Никитиных? Соблюдаёте правила.

Нельзя рассказывать ребёнку, как решить ту и ли иную задачу. До способа и хода решения малыш должен додуматься сам. Совсем нельзя подсказывать. Ведь только самостоятельно решив то или иное задания, ваш отпрыск получит новые практические знания, научится быть наблюдательным, самостоятельным.

Задача не поддалась решению с первого раза? Ни в коем случае не ругайте его! Предложите задачку через недельку-другую, даже через месяц. Хвалите его за более успешные попытки выполнить задание.

Задание выполнено? Малыш в полной мере сможет оценить результаты своего труда, увидев рисунок, узор или сооружение из кубиков, кирпичей или деталей конструктора. То есть правильное решение всегда можно увидеть и потрогать. И даже самостоятельно оценить, насколько правильно выполнено задание.

Большинство заданий не ограничиваются играми, упомянутыми в методичках. Пособия Никитиных оставляют большой простор для творчества и детям, и их родителям!

Основная особенность игр по методике Никитиных в том, что они построены от более простых заданий к более сложным задачам. В процессе решения задач лучше использовать игру, вовлекая в неё и старших детей, взрослых. Однако, ребёнку нельзя подсказывать ход решения задач, тем более выполнять задания вместо него.

Предоставьте ребёнку свободу творчества, старайтесь и саамы выдумать новые интересные задания. Нельзя ругать ребёнка за неудачу, лучше похвалите за успешно выполненное задание. Неплохой сборник игр, разработанных Борисом Никитиным, называется «Интеллектуальные игры». Самыми популярными среди двух — трёхлетних малышей считаются игры «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Сложи квадрат»… Более взрослым деткам можно предложить игры «Дроби» и «Уникуб».

Впрочем, если у вас уже есть опыт общения с этой системой раннего развития – расскажите, а как вы играете со своим малышом? И каких успехов он уже успел добиться?


Один комментарий для “Методика раннего развития детей Никитиных

  • 28.01.2016 в 12:52
    Permalink

    Впервые слышу о такой методике развития ребенка. Мы просто играем и строим из конструктора домики, замки, гаражи. Сейчас учим цвета и поэтому рассортировали блоки по цветам и каждый проговариваем, что сейчас построим, например, красный дом, а потом зеленый гараж.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*