Как научить ребенка читать

Как научить ребенка читать Развитие ребенка
Лет десять назад большинство детишек учились читать, переступая порог школы. Первоклашки с первой учительницей учили буквы, затем складывали слоги.…Это время давно прошло, и теперь научение «технике чтения» легло на плечи родителей.

Лет десять назад большинство детишек учились читать, переступая порог школы. Первоклашки с первой учительницей учили буквы, затем складывали слоги.…Это время давно прошло, и теперь научение «технике чтения» легло на плечи родителей.

Ученые в сфере психологии и педагогики заявляют, что самый подходящий возраст для обучения ребенка чтению, является возраст 3-х лет.

В каком возрасте начинать учить ребенка читать?

В возрасте 3 лет ребенок полностью формируется как личность. В этот период у малыша наступает пик любознательности, он начинает проявлять свой характер и заявлять о своём «Я». Очень важно не упустить этот момент формирования логики и мышления ребенка, когда он уже может объяснить, понимать, описывать и представлять. Логическое мышление проявляется тогда, когда ваш малыш начинает задавать в день тысячу «Почему?», «Как?», «Зачем?», для родителя эти вопросы кажутся глупыми, а ребенок тем самым развивает свое мышление.

Начиная обучаться технике чтения, ребенок будет развивать воображение, логику и память, тем самым ему будет намного легче в школе – он будет осознавать, и понимать смысл прочитанного.

Несколько советов пред занятиями

1) Активное восприятие у детей в возрасте 3 лет составляет 7-10 минут, поэтому занятия не должны быть слишком продолжительными, так как после этого времени у ребенка снижается умственная активность и теряется усидчивость.

2) Занятия лучше проводить в первой половине дня, когда у ребенка «ясная голова» и он не перегружен информацией. Малыши в этом возрасте за сутки активно воспринимают от 3 до 7 информаций, остальное запоминается меньше.

3) Выбирайте момент, когда ребенок хочет заниматься именно этим делом, ни в коем случае не отрывайте ребенка от игры, чтоб начать занятие. Если малыш сегодня хочет «побеситься», то отложите упражнения на другой день. Очень важно, чтобы ребенок был готов вас слушать.

4) Во время упражнений ребенок не должен испытывать чувство голода, но и не должен быть «недавно накормлен».

5) Читайте вашему чаду сказки, потешки, стишки, детские рассказы. Именно этот момент развивает у ребенка представленье и фантазию, именно от этого просыпается любовь к книге и малышу хочется так же, открыть книгу и понимать смысл непонятно составленных для него букв.

6) Если ваш малыш не проявляет интерес к чтению – отложите занятия до лучших времен. Если дочка вашей соседки в свои три года уже читает, это не значит, что и ваш ребенок тоже должен уметь читать. Запомните важное правило – каждый ребенок индивидуален, и никому не обязан какими-либо способностями!

С чего начать?

Некоторые родители считают невозможным научить ребенка читать в таком раннем возрасте, но это совсем не так.
Первое, с чего начинается обучение чтению это изучение букв. Важное правило – буквы нужно называть так, как они звучат в словах, например: «б», «м», «г», «л», но не в коем случае не: «бэ», «эм», «гэ», «эль». Иначе ребенок не сможет понять, почему эти буквы в словах и слогах звучат иначе.

Пропевайте с малышом согласные буквы, это не только усилит их запоминание, но и является хорошим логопедическим упражнением. Купите в магазине, или лучше нарисуйте вместе с ребенком красочный плакат с алфавитом и повесьте его у ребенка в комнате, так у малыша будет тренироваться пассивная память, и он будет иметь представление, как пишутся буквы.

Если вдруг ребенку станет не интересно, поиграйте с ним в кубики, назовите букву и предложите ему найти кубик с этой буквой. Позвольте ребенку самостоятельно находить кубик, не торопитесь подсказать.

Складываем слоги

Чтобы ребенок не потерял интерес к изучению букв, необходимо приобрести магнитную доску с яркими буквами-магнитами. Либо распечатайте буквы с тематическими картинками к ним и наклейте их на твердый картон. Как только малыш выучит все буквы, можно начинать тренироваться в составлении слог. Занятия желательно проводить в форме игр и не принуждать ребенка, иначе у него пропадет интерес, и его будет довольно сложно вернуть.

Поставьте в рядок несколько согласных букв, например «с», «к», «р», «ж», «б», и возьмите одну гласную, например «а». Поочередно передвигайте гласную букву к каждой согласной, тем самым будут получаться слоги «са», «ка», «ра», «жа», «ба». Озвучивайте каждый слог, потом попросите, чтоб малыш повторял их с вами. Занятие нужно проводить ровно столько по времени, сколько ребенку будет интересно.

Следующее занятие проводите через пару дней, меняя гласные и согласные буквы местами.
Занятия проводите поочередно, сначала прочитайте и выучите все слоги с одной гласной буквой, в следующее занятие уже с другой гласной буквой. Чтоб вам было удобнее, берите буквы по очередности в алфавите. Например, на первом занятии прочитайте все согласные буквы с гласной буквой «а» — «ба», «ва», «га» и так далее, на втором занятии прочитайте все согласные буквы с гласной буквой «е» — «бе», «ве», «ге» и так далее. Слоги с мягким знаком, твердым знаком и икраткой буквой изучайте в последнюю очередь, чтение слогов с этими буквами сложнее объяснить ребенку.

Несколько месяцев регулярных и интересных занятий, и кроха научится уверенно читать и составлять слоги. После этого необходимо приобрести специальную книжку для дошкольников, где слова разбиты на слоги, информация в книжке должна быть простой и понятной для крохи. Желательно чтобы картинки отражали смысл написанного.

Начинать необходимо с простых слов, где слоги разбиваются на две буквы, например : «ма-ма», «па-па», «ро-за», после переходить на более сложные слова, как «кар-ман», «шиш-ка», «каш-ка», «круж-ка». Водите пальчиком ребенка по читаемым слогам и буквам, показывайте значение слов на картинках или предметно, так же можно нарисовать прочитанный предмет. Таким образом, ребенок заинтересуется игровым обучением и будет с нетерпением ждать следующего занятия.

Очень интересно и полезно поиграть с ребенком в школу. Обзаведитесь «школьной доской». Пусть ваш малыш будет в роли учителя, а вы будете играть роль ученика. «Учитель» будет задавать писать вам слоги, и проверять их, так же сам как бы учить вас читать и писать. Малышам очень нравится примерять на себя роль взрослого человека, и он с удовольствием будет играть в эту игру.

Этим методом к 4 годам кроха научится уверенно читать, понимать смысл прочитанного, логически мыслить. Вовлекая ребенка игрой, у малыша не пропадет интерес к чтению. Приобретенный опыт нужно постоянно развивать и регулярно заниматься.

Если всё таки получится так, что у вашего малыша не получается освоить «азы» чтения, не расстраивайтесь и не сердитесь на себя и ребенка. Отложите учения на лучший момент, либо попробуйте водить ребенка в специальный центр для дошколят, где с ним будут заниматься специалисты, ведь может оказаться так, что у вас просто не хватает педагогических способностей. Главное верить в ваше чадо, и тогда у него всё обязательно получится.

Хвалите вашего ребенка, показывайте, что вы уверены в его способностях, тогда он будет стараться. И когда ребенок пойдет в первый класс, вы будете гордиться его выразительному и быстрому чтению.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Радость_ваша

    Никогда не думала, что длительность занятия не означает качество. В свое время наши мамы, моя так точно, тоже не знали о периоде активного восприятия, и долго пытались нам что-то до нести. Помню, как сейчас! Буду умнею и чередовать нагрузки с отдыхом для лучшей концентрации во время занятия.