Учим ребенка преодолевать страхи

С самого своего рождения у ребенка возникают различные страхи, боязни, тревоги: боязнь шума и одиночества, страх потерять родителей или самому умереть, страх перед врачами, быть непринятым в коллективе и многие другие. Чувство страха  помогает человеку избавиться от многих неприятностей. Но часто не контролированный страх мешает ребенку нормально жить и со временем может перерасти во взрослую  фобию.

Чтобы суметь преодолеть детские боязни, страхи и тревоги, прежде всего  надо уметь определить их причины. Страхи бывают обязательными (возрастными) и приобретенными. Взрослым необходимо знать, какие из детских страхов является нормальными, т.е. возрастными, а на какие необходимо обратить пристальное внимание.  Кроме того, ребенок всегда должен помнить, что  выйти из сложной ситуации ему всегда помогут родители.

В зависимости от возраста ребенка детские страхи бывают разными, но страх – это всегда обостренное чувство опасности, это нормальное для человека чувство.

У новорожденного чувства страха еще не сформировались. Поэтому беспокойство месячного ребенка говорит о том, что он чувствует себя далеко не комфортно, толи неудобная поза или одежда, толи беспокоит вздутие кишечника.

После полутора месяцев ребенка беспокоит страх отсутствия возле него мамы или  шум в комнате.  Этот страх и беспокойство проявляются вздрагиванием или  замиранием при громком звуке или продолжительном шуме, а так же частым дыханием или громким плачем.

Родители должны знать, что такой страх – это нормальная реакция ребенка, и с ним бороться не надо, его необходимо предотвращать –  просто стараться не шуметь. Если же ребенок плачет в спокойной обстановке в присутствии мамы, причину плача необходимо искать в  чем-то другом. Возможно, у него пучит животик или он хочет пить, или ему неудобно лежать.

Полугодовалые малыши боятся неожиданного громкого звука и обращают внимание на реакцию на звук мамы. Если мама спокойна, он не плачет. Если же она встревожена или испугана, тревога и испуг передаются малышу. Поэтому родителям в это время очень важно не проявлять при ребенке негативных чувств. Пусть ваш малыш встречается только с позитивом: спокойным разговором, мягкими движениями и счастливой улыбкой на губах.

От одного до трех лет малышам присущ страх одиночества, боязнь врачей, незнакомых людей, шума, животных, а так же наказания за провинность.

С трехлетнего возраста у детей развивается воображение. С этого возраста дети начинают бояться темноты, одиночества, бытовых приборов, врачей, особенно уколов, высоты, воды и всего непонятного, например, людей в масках.
Дети становятся суетливыми, капризными и раздражительными. У них появляется неумение концентрация внимания, напряжение мышц, плохой сон.

При длительном течении страха у ребенка может появиться учащенное сердцебиение, жар или потливость, апатия или нервная возбудимость и даже паника. Все это со временем может вылиться в детские неврозы.

Дети 4-5 лет боятся отрицательных сказочных персонажей: Бармалея, Бабы Яги, Кощея Бессмертного. Если родители слишком строгие и часто наказывают своих детей, то дети ассоциируют родителей  с плохими сказочными персонажами.

Пяти- и шестилетние дети боятся потерять родителей. В этом возрасте дети уже встречались со смертью своих родственников или близких друзей. Они понимают, что их родители не юные и могут умереть. Поэтому им очень страшно, что родители могут заболеть и умереть, что на них нападут бандиты и украдут их, что вдруг из темноты выскочит чудовище и похитит маму, что  дом может загореться, и вся семья сгорит. В это время у деток появляется боязнь, что их не будут любить, что над ними будут смеяться. И  поэтому им хочется быть хорошими.

У младших школьников появляется страх перед школой. Они боятся опоздать в школу, получить плохую отметку, быть наказанными учителем и родителями. В этом возрасте у школьников формируются чувства долга, ответственности, обязанности.  В связи с этим у них появляется тревога сделать что-то не так, как нужно, что его будут осуждать. Дети этого возраста очень внушаемы, боятся неблагоприятных условий, судьбы. Они любят рассказывать друг другу страшные истории, и  любят все вместе бояться чего-то.

У подростков ярко выражены страх войны и смерти матери, страх заболеть и умереть, страх пожара. Подростки боятся замкнутого пространства, высоты, боятся быть непринятым в коллективе, быть  неуважаемыми и  презираемым. В связи с этим у подростков снижается чувство уверенности в себе.

Учить детей преодолевать свои страхи можно с такого  возраста, когда ребенок понимает речь родителей, и сам умеет сносно говорить. Необходимо объяснить ребенку, что у взрослых тоже есть страхи, и, что бояться чего-то  – это нормальное явление. Чувство страха – это чувство самосохранения. Оно помогает нам избежать опасности и выжить в сложных условиях.

Самое страшное – это неизвестность. Поэтому необходимо не прятать детские страхи, а вытаскивать их на всеобщее обозрение, говорить о них, добиться того, чтобы ребенок понял, что этот страх – беспочвенный. Можно попросить ребенка, чтобы он охарактеризовал свой страх, описал, каким он его представляет.

Можно придумать смешную игру об этом страхе и посмеяться над ним. Придумать как можно больше забавных историй, в которых чудовище, которого ребенок боится, выглядит смешным, нелепым и трусливым, чтобы ребенок сам над ним посмеялся и убедился, что его страх сам много чего боится, и его не стоит бояться. Продумать сценку о страхе. Например, Бабай щекочет малыша и прячется от него, а малыш нашел его и понял, что он совсем безобидный. Или – собачка лает на страх, тот испугался, убежал и спрятался в шкафу. Его нашли вместе с ребенком и посмеялись над ним: «Какой же ты страх, если ты совсем не страшный». Можно даже подружиться со страхом, оказывается, он может быть довольно милым и симпатичным. Можно предложить ребенку нарисовать свой страх, охарактеризовать его, назвать плохие его качества, а затем  сжечь рисунок, все – страха больше нет.

Ребенок может бояться самых обыденных предметов и вещей – пылесоса, стиральной машины, миксера, дрели, микроволновой печи. Чтобы убрать страх ребенка перед бытовой техникой, необходимо показать ему рабочие детали, например, стиральной машины, по частям, объяснить, какую  роль выполняет каждая часть.

Ребенок должен понять, что труба – это вовсе не страшная змея, а трубочка, через которую вытекает грязная вода из машинки. А пылесос совсем не страшный, а очень полезная вещь в квартире, он собирает в себя весь мусор, с которым он сталкивается.  Можно раскрыть пылесос  и показать мусор, который находится в нем. Надо показать ребенку, как работает блендер, перемешивая кефир с фруктами. Блендер шумит, а ребенок с любопытством наблюдает, как дольки апельсина купаются в белой жидкости. Блендер немного пошумит, побалуется, затем замолчит и выдаст ребенку стаканчик вкусного йогурта.

Можно купить детский пылесос, который поет забавную песенку, стиральную машинку, чтобы стирать одежду для куклы. Работа с игрушечной бытовой техникой привязывает ребенка к ним, учит ими управлять и преодолевать страх.

Многие дети  боятся животных: кошек, собак, коз, коров. Необходимо как можно чаще знакомить ребенка с животными, показывать собачку издалека, рассказать о ней что-то доброе и интересное. Можно покормить кошечку, объяснив, что она хорошая, добрая, и  ее можно погладить. Но кошечку нельзя обижать, например, тянуть за хвост, она может поцарапать. И ручки потом надо помыть с мылом, потому что кошечка грязная. Детям необходимо объяснить, что животных не надо бояться, но их надо опасаться: не дразнить, не бить и не пугать.

  • Чтобы преодолеть страх, ребенку надо потрогать его, пощупать, и страх превратиться в любопытство.

Огромную помощь в преодолении страха могут оказать ролевые игры с помощью кукол или детских игрушек: заек, мишек, кошечек. В сценках с игрушками ребенок вместе с взрослым обыгрывает страшные сценки, учится понимать, что страх не такой уж страшный. А в игре проявляется смекалка, выдержка, находчивость.  Можно самим придумывать сюжеты сценок: спасать беззащитного зайчика от волка или принцессу от злого разбойника, маленькую девочку от грозы.
Боязнь воды необходимо учить преодолевать с самого раннего детства, купая младенца в ванночке. Купать необходимо так, чтобы  ребенку был приятен сам процесс купания. Когда ребенок подрастет, необходимо научить его плавать. Сначала надо плавать на мелководье в присутствии родителей. Вода должна быть теплой, чистой и приятной. Первое впечатление всегда самое сильное, поэтому, чтобы ребенку понравился процесс купания, организуйте игры на воде с применением надувных кругов, матрасов, мячей.

Нельзя ругать ребенка за его страх, а тем более высмеивать его при посторонних. В противном случае дети будут прятать свои эмоции. В результате чего появляется агрессия и злость или замкнутость, что ведет к нервным напряжениям, срывам, тикам или заиканию.

Все родители, конечно же, любят своих детей. И их первоочередная задача – вырастить своих детей физически здоровыми, научить их преодолевать возрастные страхи и тревоги, предотвратив тем самим появление психических  заболеваний.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*