Компьютерная зависимость у подростков

Компьютерная зависимость у подростков Воспитание детей

Примерно 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих пристрастиях и хобби, упоминают компьютер. Похвально, конечно, что молодое поколение шагает в ногу со временем, но родители и педагоги бьют тревогу: компьютерная зависимость! Дети часами сидят у монитора (причем чаще всего заняты они просто играми), и взрослые начинают всерьез опасаться, во-первых, за их здоровье, а во-вторых, за их психологическое благополучие. Действительно ли многочасовое сидение за компьютером приводит к абстрагированию ребенка или подростка от реальности или все не так страшно?

Что такое компьютерная зависимость?

Термин «компьютерная зависимость» появился на Западе в 1990 году, до нас же дошел позже — вместе с повальной компьютеризацией. Психологи объясняют это понятие как разновидность эмоциональной зависимости, причиной которой становятся различные гаджеты.

Суть компьютерной зависимости состоит в том, что все мысли и вся деятельность человека сосредотачивается на компьютере и том мире, который разворачивается на его мониторе, будь то игра или общение-on-line. Со временем человек начинает ценить не результат игры, а сам процесс, который гарантирует уход от реальности и потерю контроля над временем.

Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения круга социальных контактов, а зависимый подросток сильно сужает его, довольствуясь суррогатами общения. Давно известно, что общение в социальных сетях чересчур поверхностно, чтобы удовлетворять потребность человека в сочувствующем и понимающем собеседнике.

Сам ребенок может не осознавать, насколько обеднено его общение — например, он может считать, что ему вполне достаточно общения с товарищами по компьютерным играм (при том, что он может даже ни разу не встретиться с ними).

Последствия компьютерной зависимости у подростков

Когда жизнь подростка становится виртуальной, у него наблюдается инфантилизм в решении различных жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации, бедность эмоциональной сферы, физиологические нарушения (например, нарушения осанки, снижение остроты зрения, повышенная утомляемость и т.д.), сужение круга интересов, стремления создать какой-то собственный мир, уход от реальности.

И все же распознать компьютерную зависимость не всегда просто. Все-таки сейчас практически все подростки любят проводить время за компьютером, не могут же они все быть зависимыми? Конечно, нет. Существует ряд признаков, позволяющих на ранней стадии выявить у ребенка или подростка компьютерную зависимость.

Признаки компьютерной зависимости у подростков:

  • пропуски школьных занятий ради того, чтобы поиграть на компьютере дома или посетить интернет-клуб;
  • сидение у компьютера в ночное время;
  • прием пищи за компьютером, нежелание отвлекаться на подобные мелочи;
  • ассоциирование себя с героями компьютерных игр;
  • отсутствие других увлечений и интересов;
  • предпочтение отдается играм, а не общению;
  • общее время, проводимое за компьютером, превышает время общения с родителями и друзьями, выполнения домашних заданий, занятий спортом, прогулок и вообще любых других занятий;
  • конфликты с родителями и их шантаж в случае любых ограничений, накладываемых на время, проводимое за компьютером;
  • если не работает компьютер или отключен интернет, подросток просто не знает, чем себя занять.

Механизм возникновения компьютерной зависимости

Психологи выделяют 3 стадии:

Стадия легкого увлечения — человек, несколько раз поиграв в компьютерную игру, входит во вкус: ему начинает нравиться компьютерная графика (что ж, неудивительно: игры — это настолько прибыльно, что разработчики не жалеют денег на лучших веб-дизайнеров, создающих порой настоящие шедевры), звук, имитация реальности или каких-то фантастических сюжетов и т.д.

Стадия увлечения — фактор, свидетельствующий о переходе на этот уровень — подросток начинает испытывать потребность в игре, это занятие становится систематическим. Если нет доступа к компьютеру или Интернету, он может предпринимать активные действия для устранения этого препятствия.

Стадия десоциализации — компьютер становится смыслом жизни, любые другие занятия или контакты воспринимаются как досадные помехи.

Рекомендации родителям

Для устранения проблемы лучше обратиться к психологу. Но, конечно, кое-что и в ваших силах: проще и разумнее всего не допустить возникновение компьютерной зависимости у своего ребенка.

Профилактика компьютерной зависимости:

  • С появлением дома компьютера приучайте ребенка к тому, что это — техническое устройство, с помощью которого можно приобрести новые навыки и информацию, но никак не средство получения положительных эмоций.
  • Договоритесь со своим ребенком, что через каждые полчаса сидения за компьютером он делает перерыв на 20 минут и занимается в это время чем-нибудь другим. Только не делайте этого в ультимативной форме: объясните, попросите, но не требуйте — рискуете получить в ответ «бунт на корабле».
  • Не разрешайте есть и пить за компьютером.
  • Контролируйте, во сколько ваш подросток ложится спать — не сидит ли за компьютером ночи напролет.
  • Не используйте компьютер как средство поощрения за хорошее поведение или учебные достижения.
  • Установите на домашнем ПК «Родительский контроль»: это даст возможность оградить подростка от сайтов с нежелательным содержанием.
  • Помогайте подростку преодолевать жизненные трудности и негативные эмоции, ведь именно они подталкивают к уходу от реальности.

А в целом, конечно, компьютер — друг, а не враг.  Но все зависит от того как его использовать. Всё хорошо в меру.

Автор: психолог, социальный педагог Наталья Калитвенцева

Оцените статью
Добавить комментарий