Как заставить подростка учиться?

Как заставить подростка учиться Воспитание детей

Большинство родителей подростков жалуются на то, что их детей учиться не заставишь: все «из-под палки», без должного старания и усердия… Родители злятся, негодуют, теряются, боятся, потому что переживают, за своего ребенка, который, по их мнению, останется «неучем». Всем нам хотелось бы, чтобы сын или дочь учились с удовольствием. Как развить в подростке желание учится?

Скажете, как же его развивать, если желания-то такого и не было… Неправда, ведь все дети любознательны от природы. И если к 13-14 годам у них напрочь исчезает желание узнавать что-то новое, то это промах старших.

Как мотивировать подростка на учебу?

Самое главное в любом деле — это мотивация. В учебе это работает как ни в одной другой сфере. Вот только не пытайтесь мотивировать подростка учебой в престижном вузе, хорошей профессией, высоким статусом, тем, что он станет культурным человеком — наши дети не заглядывают так далеко и живут сегодняшним днем. Да и такие вещи не относятся к списку их приоритетов.

Более эффективно будет рассказать подростку, для чего нужно быть эрудированным , иметь грамотную речь, а также доказать, что представители противоположного пола любят интересных собеседников, умеющих поддержать разговор. А о чем разговаривать с малообразованным человеком, прочитавшему за всю жизнь только букварь.

Поинтересуйтесь, какие у вашего подростка взаимоотношения с классным коллективом. Если есть какие-то конфликты, то, конечно, и на уроки идти не хочется, и учеба не спорится… Изгои редко учатся хорошо: атмосфера не способствует. Поэтому не относитесь к этим вопросам с пренебрежением — «Лишь бы учился хорошо!». Все взаимосвязано, и для подростков общение со сверстниками всегда на 1-м месте.

Немаловажную роль играет обустройство рабочего места подростка. Как оно обычно выглядит? Компьютерный стол, на краешке которого ребенок и пишет, и читает… А то и вовсе лежит на кровати с ноутбуком или планшетом… Запретами ничего не добьетесь, поэтому объясните, что это, может, и удобно, но однозначно не настраивает на рабочий лад.

Приведите интересный факт из исследований ученых-физиологов: лежа мы усваиваем информацию намного хуже, так как в этом положении мозг настраивается на отдых, а не на работу. Поэтому есть смысл выделить подростку место для занятий, и, что самое главное, убрать оттуда компьютер. Договоритесь, что во время подготовки уроков компьютер включается только для поиска нужной информации.

Самому подростку трудно проконтролировать себя со включенным компьютером, он тут же отвлекается на переписку, развлекательные сайты… Что ж, нам и самим бывает сложно отвлечься от любимых «Одноклассников». Так что помогите ребенку в управлении своим временем.

Чтобы рабочее место не казалось слишком официальным и скучным, добавьте ярких канцтоваров! Карандашница в виде бильярдного шара или скрепки-сердечки развеселят и взбодрят. А ведь казалось бы, такая мелочь…

Следите за режимом дня вашей дочери или вашего сына. Пусть он готовит уроки в одно и то же, четко определенное время. Не забывайте о чередовании труда и отдыха.

Сведите к минимуму отвлекающие моменты. Сделайте телевизор тише, не отвлекайте ребенка и попросите домочадцев последовать вашему примеру. Попросите ребенка на время приготовления уроков поставить телефон на беззвучный режим и не отвечать на звонки.

Будьте объективны, выясняйте, заслуженно ли ваш ребенок получает оценки. Твердая тройка лучше незаслуженной пятерки, ведь знания важнее оценок! Настраивайте подростка именно на это.

Научите подростка различным нестандартным методам запоминания материала. Что это может быть? Метод ассоциативных карт, составление схем и таблиц. Посоветуйте использование маркеров и стикеров — выделяя термин в тексте, ребенок запомнит его лучше, не только по смыслу, но и визуально.

К этому же совету относятся и приемы мнемотехники — запоминания с помощью ассоциаций. Новое слово или понятие нужно увязать с тем, что ему уже знакомо. Название индийской речки Гвадалкивир, например, сложно запомнить, но попробуйте подобрать ассоциацию… «Глотал кефир»? Отлично, чем она страннее и неожиданнее, тем лучше запомнится.

Поощрите в подростке дух соревновательности: поспорьте с ним на какую-то вещь, что ваше чадо не сможет окончить четверть без троек… Если он азартен или просто очень хочет эту вещь, то будет лезть из кожи вон, чтобы достичь результата! А там, глядишь, втянется, и хорошие оценки станут уже делом принципа.

Помните об одной особенности: у подростков хорошо развито нагляно-образное мышление, но пока еще слабо — абстрактное. Проще говоря, ему проще понять и запомнить что-то конкретное, а не отвлеченное. Исходя из этой особенности, педагоги рекомендуют подросткам при изучении нового материала опираться не на длинные скучные конспекты, а на планы, диаграммы, схемы… Причем лучше всего запомнятся те, которые подросток составит сам.

При кажущейся простоте задачи сделать это не так просто: чтобы изложить материал в виде схемы, нужно выделить в тексте самое главное, а для этого придется читать очень внимательно. Кроме того, сам процесс становится интереснее! Да и материал запоминается «на ура», ведь задействована и зрительная память, и механическая (когда ребенок сам рисует, пишет или чертит).

Не перегружайте вашего подростка! Не старайтесь заставить его заниматься сразу всем — учиться на «отлично», посещать репетитора по английскому и алгебре, дополнительно изучать испанский… Это только увеличит нервозность и способно привести к «бунту на корабле». Лучше сосредоточиться на том, что у него лучше получается.

И все-таки не возводите учебу в культ — это способно оттолкнуть подростка и навсегда отбить у него охоту учиться. Ваш ребенок должен вырасти гармонично развитой личностью, а не «заучкой», и в его жизни должно быть место не только урокам, но и спорту, хобби, общению… Поэтому даже если не все в школе так уж гладко — не воспринимайте это как трагедию. Кстати, многие начинают учиться по-настоящему только тогда, когда выпускаются из школы и поступают в другие учебные заведения — просто потому, что там интереснее. Возможно, и в вашем случае будет именно так?

Автор: психолог, социальный педагог Наталья Калитвенцева

Оцените статью
Добавить комментарий