Как тренировать память ребенка?

За последние годы, когда на школьников обрушилась целая лавина информации, которую необходимо осмыслить, запомнить и применить в своей учебной деятельности, возникла необходимость в развитии памяти ребенка. Имея хорошую память, учащийся будет успешнее усваивать программу.

Психологи считают, что память человека используется не более чем на десять процентов, поэтому ее можно значительно улучшить. Память, как и мышцы, необходимо постоянно тренировать.

Различают три вида памяти: слуховая, зрительная и двигательная (моторная). Кроме того, можно выделить и такие типы памяти, как образная, тактильная (осязательная), логическая и другие. У каждого человека доминирует один-два вида памяти. Для того, чтобы учебный материал усваивался ребенком легко и доступно, необходимо задействовать одновременно несколько видов памяти. Например, зрительную и двигательную. Следовательно, их необходимо постоянно развивать. Считается, что 80% всей информации запоминается с помощью слуховой и зрительной памяти.

Кроме того, память бывает кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная.

Подмечено, что хорошо учатся те дети, кому учебный материал дается легко. Успех всегда окрыляет, и, если ребенок его пережил, у него появляется желание трудиться. А успех в большой степени зависит от памяти. Детская память податлива. Она легко поддается тренировке и развитию. Она, как губка, впитывает все, что ребенку интересно. А интересно ему все, чего он еще не знает. Поэтому у родителей огромная возможность знакомить свое чадо с окружающим миром и попутно развивать у него память.
Малышу исполнилось только полгода, а мудрые родители начинают его знакомить с отдельными словами. Сначала они учат различать его игрушки: «Это – зайка, это – мишка, а это – Чебурашка». Затем наступит черед знакомства с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Немного позже малыш узнает, где у его любимого мишки носик, ротик, а где – глазик. Любящая мама обязательно озвучит каждый предмет, к которому она прикасается, и каждый поступок, который она совершает: «Кушай, Даня, кашку!», «а теперь помоем Дане ручки», «молодец, Данечка». Мама поцелует сына в щечку и нежно погладит по головке.

Малыш растет, познавая каждый день что-то новое и запоминая его. Перед ним день за днем открывается новый мир со всеми его радостями и неприятностями.

Педагоги считают, что большая доля информации, с которой человек встречается на протяжении всей своей жизни, приходится на первые годы его жизни. Поэтому именно в это время родителям необходимо постоянно знакомить ребенка со всем новым, которое встречается на его жизненном пути, и терпеливо объясняя ему все незнакомое и непонятное.

Вы вышли из квартиры, опускаетесь по ступенькам вниз. Малыши с огромным удовольствием будут считать ступеньки, непроизвольно запоминая при этом цифры и развивая слуховую память. Вы дошли до магазина, и наступил удобный случай запомнить некоторые буквы на вывеске магазина. Сегодня вы прочитаете буквы, завтра малыш их уже будет помнить, а через три дня он запомнит все слово.

Гуляя в сквере, вы назовете все деревья, которые там растут, и ему надо их запомнить. Увидите памятник – обязательно объясните, кому он поставлен и за какие заслуги. Расскажите все, что знаете об этом человеке. Вы идете по улице, начал накрапывать дождик. Расскажите малышу, почему бывает дождь, снег и гололед, почему дует ветер, почему днем светло, а ночью – темно. Ему будет очень интересно все это услышать и запомнить.

Вы зашли с ребенком в продуктовый магазин. Вспомните вместе с ним, какие продукты вам необходимо купить. Прочитайте вместе, сколько стоит каждый из них. Можно попытаться подсчитать примерную стоимость всей покупки.

Для развития всех типов памяти, а вместе с ними и мышления с воображением, с малышами надо как можно больше разговаривать, расспрашивать их: чем занимались в садике, в какие игры играли, с кем дружили, что кушали. Необходимо учить с ними стихотворения, рассматривать рисунки в книжке и обсуждать их, учить буквы и цифры с помощью рисунков. С малышом надо разговаривать обо всем, какого цвета у него штанишки, какую форму имеет печенье, кто выше – мама или папа, и какой на вкус чай.

Развитие моторики пальцев рук способствует активизации работы головного мозга, и, следовательно, улучшает запоминание. Поэтому детям всех возрастов необходимо как можно больше работать пальчиками: шить, вязать, вышивать для своей любимой куклы, лепить простенькие фигурки, вырезать, рисовать, клеить аппликации. Или хотя бы постукивать пальцами по столу или сжимать пальцы в кулачок.

Положительно влияют на моторику пальцев многие развивающие игры: складывание сказочных рисунков с помощью пазлов, домиков из кубиков, игры в песке и многие другие.

Современные психологи могут предложить множество разнообразных способов, с помощью которых можно развивать различные типы памяти, как дошкольников, так и учащихся.

Например, для развития зрительной памяти можно воспользоваться такими упражнениями. Написать на десяти карточках различные слова, абсолютно не связанные друг с другом, по одному слову на каждой. Например. Сорока, волчок, каша, зайчик, мама, дерево, карандаш, сапог, рукавичка, кровать.

Дать возможность ребенку прочитать про себя эти слова в течение тридцати секунд. Затем карточки прикрыть и попросить его назвать по памяти все запомнившиеся слова. Если ребенок сумеет назвать больше половины слов, можно считать, что кратковременная память у него хорошая. Если повторить слова еще раз и попросить его назвать эти же слова через час, то верно названные семь слов из предложенных десяти говорят о хорошей долговременной памяти ребенка. Регулярные выполнения таких упражнений помогут значительно улучшить зрительную память.

Если проделать такого вида упражнения, но вместо чтения слов ребенком кто-то из взрослых вслух читает написанные слова, а ребенок называет те слова, которые запомнил, можно развить слуховую память. А, если показать карточки с рисунками, а ребенок затем называет изображения на рисунках по памяти, можно развить образную память. Для развития двигательной памяти ребенку необходимо предложенные слова записывать, а затем назвать запомнившиеся слова по памяти, не подглядывая в записи.
Полезно развивать одновременно несколько видов памяти. Например, писать и проговаривать вслух написанное.
Тактильную (осязательную) память можно улучшить, ощупывая различные предметы и называя вслух слова, обозначающие их.

Для лучшего запоминания учебного материала учащимися необходимо систематически повторять изученный материал. Известно, что повторение эффективно через двадцать минут после изучения, через 8-9 часов и через сутки. Регулярные повторения помогают развивать долговременную память.

Психологами замечено, что намного быстрее запоминается понятный и осмысленный учебный материал. Такому запоминанию способствует пересказы изученного материала. Само собой понятно, что можно несколько раз прочитать что-то, ничего не понять и ничего не запомнить. Но нельзя не запомнить то, что тебе понятно и ты сумел его пересказать своими словами.

Известно, что лучше запоминается все интересное, яркое, вызывающее непроизвольный интерес у детей. Поэтому для эффективного запоминания изучаемого материала очень полезны рисунки, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные сигналы, придумывание примеров на выученное правило, составление планов и конспектов к изучаемой теме.

Для хорошего запоминания стран ученики на уроках географии заполняют контурные карты. Чтобы усвоить определенное правило по математике, физике или химии учащиеся решают на этих уроках множество примеров и задач, выполняют чертежи к задачам, рисуют схемы. На уроках физики и химии для лучшего восприятия и запоминания материала проводятся различные опыты, лабораторные работы. Все это помогает развитию памяти и мышления учащихся.

Замечено, что легче запоминаются песни, стихи, шутки. Поэтому на занятиях в садике и во время проведения уроков в школе целесообразно применять игровые моменты с использованием элементов занимательного и интересного материала, развивая этим познавательный интерес, а, следовательно, и память, и мышление.

Психологи советуют для улучшения памяти активизировать работу того полушария головного мозга, которое меньше загружено. Для этого можно выполнять определенную работу другой рукой. Например, попытаться правше писать, пользоваться ложкой или расческой не правой, а левой рукой.

Способствуют развитию памяти и внимания разгадывание загадок, в которых необходимо найти 5 различий на двух рисунках, угадать, какая фигурка на одной из картинок лишняя и др.

Можно самим придумать способ лучшего запоминания чего-то, например, с помощью «мнемонического» правила. К примеру, такого правила, с помощью которого преподаватели физики предлагают запоминать порядок расположения цветов в радуге: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Или, чтобы запомнить цифры числа «пи», которое равно 3, 1415926…, достаточно запомнить такие слова: «Нужно только постараться и запомнить все, как есть: 3, 14, 15, 92 и 6».

Состояние памяти во многом зависит от питания. Изнурительные диеты память снижают. Некоторые же продукты, например, рыба, растительное масло, овощи, шоколад, поливитамины улучшают ее. Сладкое, кроме шоколада, не благоприятно влияет на память.
Благотворно оказывается на улучшение памяти ароматы некоторых масел: мятного, лимонного, розмаринового. Капнуть каплю масла в аромалампу, зажечь ее и дышать ароматом испарений.

Улучшению памяти способствуют некоторые физические упражнения. Например, движения глазного зрачка в стороны на протяжении тридцати секунд. Или зевок с одновременным массажем нижней челюсти. Такие упражнения дают возможность более интенсивно снабжать головной мозг кислородом, а это сказывается на более быстром запоминании информации.

Психологи так же утверждают, что жевание жевательной резинки значительно улучшают память (на 35%). С возрастом память развивается.

Помогает развитию памяти ребенка постоянное хорошее настроение. Улыбайтесь чаще, говорите своим чадам комплименты и приятные слова. Научите своего ребенка простым приемам расслабления – глубоко вдохнуть, задержать дыхание и быстро выдохнуть или неглубоко вдохнуть, задержать дыхание, медленно выдохнуть.

Автор статьи: Зверхановская Елена Владимировна

Статья подготовлена специально для сайта mama12.ru. При копировании статьи ссылка на сайт mama12.ru обязательна.

Оцените статью
Добавить комментарий