Как правильно хвалить ребенка

Любое дело необходимо начинать с успеха. И он должен быть в начале дела,  а не в конце. Поэтому задача родителей — создать такие условия, которые могли бы вызвать у ребенка ощущение успеха, радости труда и  чувство удовлетворения от преодоления трудностей. Нужно просто найти за что можно похвалить свое чадо и сделать это искренне.

Издавна люди говорили: «Жалеет, значит – любит». Но встречались и другие слова: «Хвалит тебя, значит – любит». Наверное, в этих словах много правды. Действительно, если родители часто высказывают слова похвалы и одобрения своему ребенку, значит, они замечают все его хорошие проявления и качества, а, значит, он им не безразличен, они его любят.

Дети очень зависимы эмоционально от отношения к ним родителей. Даже младенцы, которые еще совсем не понимают слов, отлично разбираются в интонациях, которыми были сказаны эти слова, и умеют легко улавливать настроение мамы.

Если ребенок не слышит ласковых слов от мамы, если мама скупится на похвалу, ему кажется, что она его не любит, и это травмирует его психику, что сказывается на его здоровье и умственном развитии.Поэтому психологи считают, что дошкольников необходимо часто хвалить, возможно, даже с долей преувеличения.

Похвала, если она сделана правильно, очень полезна для здоровья и может творить чудеса – воодушевлять ребенка на труд, повышать его уверенность в себе, придавать заряд бодрости.

Хвалить детей – настоящее искусство. И, как настоящее искусство, похвала должна быть творческой, созидательной, а не разрушительной. Не надо хвалить нехотя, мимоходом, вскользь, слова похвалы должны прозвучать искренне, от всего сердца: «Молодец!», «Здорово!», «Похвально!», «Мне нравится», «Классно!», «Хорошо», «Замечательно!».

Не желательно хвалить ребенка за его природные способности. В том, что он легко может воспроизвести прочитанное один раз правило, нет его заслуги. Он получил это качество от родителей, не прилагая никаких своих усилий. Но отметить это качество, несомненно, стоит.

Кроме того, необходимо заметить, чтобы ребенок не растерял это отличное качество и не надеялся во всех своих делах на свою феноменальную память, а развивал и другие способности и качества, например, трудолюбие и упорство. Стоит отметить, что больших успехов добиваются не самые талантливые люди, а самые трудолюбивые.

Похвала природных данных детей, к тому же, если она часто повторяется, может принести ребенку огромный вред, развивая в нем негативные качества: зазнайство, пренебрежение, легкомыслие и беспечность. Кроме того, чрезмерное восхваление способного ребенка может привести к болезненной потребности постоянно слышать слова похвалы и восторга. А, если он по какой-то причине их не их услышит, он может просто забросить все дела и даже заболеть.

Хвалить ребенка необходимо за старание, трудолюбие, упорство, за попытку кого-то опередить или преодолеть какую-то сложную преграду.

Если малыш без напоминания, самостоятельно собрал свои игрушки или долго и усердно рисовал картинку, или что-то лепил, он заслужил похвалы. А после похвалы можно подправить ошибки, мягко и тактично подсказать, как можно было бы сделать лучше.

«Ты молодец, навел порядок у себя в уголке. А в этом месте давай сделаем вот так». «Какой красивый песик у тебя получился. Глазки такие озорные. А ушки у него должны быть немножко длиннее. Мы сейчас их чуть-чуть подправим».

После неудачного выступления дочурки на утреннике ее можно подбодрить: « Ты немножко подзабыла слова в одном месте, зато дальше ты так красиво и выразительно рассказывала стихотворение».

Малышам трудно дается одевание. В этом случае похвала окажет неоценимую помощь. К тому же можно подключить элемент игры. Но, если ребенок уже усвоил этот процесс, хвалить за это уже не стоит. Можно похвалить его за заботу о других. Например, помочь одеться младшей сестричке.

С подростками надо поступать по-другому. Хвалить их тоже надо, но похвала должна быть заслуженной. А это не так просто. Одно дело – назвать богатырем трехлетнего малыша за то, что тот помог маме сумку поднести. Он расцветет от удовольствия и в следующий раз попытается повторить свой богатырский поступок. А четырнадцатилетний хлипкий подросток на такие слова может и обидеться, посчитав, что над ним посмеиваются или издеваются.

Восторженные речи за мелочные достижения менее значимы, чем сдержанная похвала за своевременную услугу. «Ой, спасибо, сынок, ты так вовремя подоспел. У меня чуть руки не отвалились от этих сумок».

Не стоит хвалить ребенка слишком часто за мелкие достижения, чтобы не приучать его к слишком дешевым успехам, что побуждает детей выполнять задание кое-как.

Необходимо хвалить детей не в целом, а за конкретное дело или поступок. Иначе у ребенка может развиться комплекс, который заключается в том, что его недооценивают. А это в недалеком будущем может привести к неврозу.

Очень важно не перебрать с похвалой. В противном случае ребенок будет работать только для того, чтобы его хвалили, чувствовать себя неуверенно и все время ждать похвалы. И в будущем из него может вырасти подхалим, льстец или человек-угодник, не имеющий собственного мнения и живущий чужими принципами. Правильно говорили наши предки, что надо уметь хвалить, не перехваливая.

Нельзя сравнивать успехи детей с разными способностями. Расхваливая способных детей и ставя их в пример трудолюбивым, но менее способным, мы делаем двойную ошибку. Травмируем ранимую психику менее способных детей, что снижает их желание трудиться. И развиваем негативные качества более способных учащихся: высокомерие, чрезмерную самоуверенность, небрежность.

Мера похвалы детей должна зависеть от типа темперамента ребенка. Ребенка-меланхолика хвалить надо больше и чаще, не боясь перехвалить, чтобы он чувствовал себя увереннее. Любая похвала для него будет огромным стимулом для работы. Требуется похвала и для холерика, чтобы он не рассердился в случае неудачи и не забросил свою работу. Флегматики обычно очень трудолюбивые и усидчивые. Поэтому повода для похвалы для таких детей всегда будет достаточно.А сангвиников желательно не перехваливать. Эти дети могут зазнаться и насмехаться над другими.

Хвалить детей нужно умело, правильно подбирая слова. Похвала должна быть лекарством, стимулом или ориентиром действий и поступков, а не наркотиком, привыкнув к которому ребенок без него ничего не захочет делать.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*