Как научить ребенка быть самостоятельным

Не будет преувеличением сказать, что путь ребенка к самостоятельности   начинается с самого его рождения – малыш учится самостоятельно ходить,   засыпать, кушать ложкой, играть, чистить зубки, одеваться, дружить…   Можно ли сделать так, чтобы этот естественный процесс проходил   своевременно и гармонично?

В непростом деле приучения детей к самостоятельности роль родителей заключается в постепенном снятии с себя ответственности за определенные дела ребенка. Это должно происходить последовательно и в строгом соответствии с психологическими особенностями возраста малыша, его готовностью отвечать за свои решения и поступки.

С другой стороны, важно не пропустить тот момент, когда ребенок будет стремиться к обретению самостоятельности в той или иной деятельности, поскольку позже передачу ему ответственности за эти действия будет гораздо труднее осуществить. К примеру, обучение ребенка самостоятельному использованию ложки и чашки проще и быстрее пройдет в возрасте до 1,5 лет. Если же этот сенситивный период будет упущен, родители рискуют еще пару лет кормить ребенка с ложки.

Зачастую родители сами пресекают всякие проявления самостоятельности у детей, когда первые неловкие попытки малыша завязать шнурки или надеть шапку прерываются нетерпеливым «Лучше я сама!». Такая реакция не только отбивает у ребенка всю охоту к самостоятельным действиям, но и способствует формированию так называемой «выученной беспомощности», когда маленький человечек привыкает к мысли, что он сам не может о себе позаботиться и не в состоянии овладеть даже элементарными навыками самообслуживания без помощи посторонних.

  • Для того чтобы ребенок научился быть самостоятельным, родителям важно найти баланс между гиперопекой, стремлением все сделать за ребенка (потому что «он еще маленький», «может удариться», «обязательно разобьет» и т.д.) и пусканием этого процесса на самотек. Обе эти крайности чреваты негативными последствиями для психического развития малыша, вплоть до формирования невротических особенностей поведения.

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности

Чем раньше будет начат процесс приучения к самостоятельности, тем быстрее родители смогут увидеть первые результаты. Чрезвычайно важно поддержать первые попытки ребенка выполнить то или иное действие самостоятельно, не запрещать, не ругать и не ограничивать его возможности, а, напротив, создать все условия, чтобы малыш мог практиковаться в самостоятельном выполнении этого действия.

Например, вы заметили, что ребенок пытается подражать тому, как вы вытираете пыль. Похвалите своего маленького помощника и дайте ему тряпочку, чтобы он мог продолжить эту игру. Покажите ребенку, как тряпочкой (губкой) можно собрать пролитую воду или крошки. Обратите его внимание на то, как чисто стало на столе после вашей совместной уборки.

В первое время, пока ребенок еще не обладает достаточным опытом и знаниями для самостоятельного принятия решений, родители могут предлагать ему сделать выбор из двух альтернатив, которые не имеют принципиальной разницы. Это помогает ребенку научиться выбирать и нести ответственность за сделанный выбор.

  • Так, можно предлагать ребенку надеть красный или синий свитер, съесть творожный пудинг или сырники, собрать игрушки после ужина или перед просмотром мультфильма. Кстати, многие родители успешно применяют этот прием еще и для борьбы с детскими капризами.

В воспитании самостоятельности важную роль играет метод естественных последствий. Он заключается в том, что в ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью ребенка и окружающих, родители позволяют ему научиться на собственных ошибках, сделать вывод из отрицательного опыта.

  • Например, если вы хотите научить ребенка самостоятельно собирать игрушки после прогулки, — просто перестаньте напоминать ему об этом и, тем более, делать это за него. Возможно, игрушку кто-то возьмет или ребенку придется возвращаться за ней, уже дойдя до дома, однако в следующий раз он наверняка сам проследит, не оставил ли он свою любимую машинку в песочнице.

Важно с раннего возраста развивать у ребенка чувство ответственности. С этой целью можно завести домашнего питомца, доверять ребенку выполнение соответствующих его возрасту и способностям обязанностей по дому, давать ему отдельные поручения, связанные с проявлением заботы о близких людях. Все это постепенно будет приучать ребенка к мысли, что он, как и другие члены семьи, имеет определенные обязанности, которые он должен выполнять самостоятельно независимо от настроения и прочих обстоятельств.

С детьми более старшего возраста неплохо работает метод вспомогательных средств-напоминалок. Это может быть красочно оформленный подробный режим дня, табличка на холодильнике, в которой какими-либо символами отмечается ежедневное выполнение домашних обязанностей и других дел ребенка, и т.п. – все, что заменит ваши постоянные напоминания, которые только раздражают и вас, и малыша.

  • Помните о важности вашего личного примера для ребенка. Пусть перед его глазами будет образец ответственного, организованного и самостоятельного поведения.

Бывает, что ребенок отказывается самостоятельно выполнять действия, которые уже были ему ранее доступны. Особенно часто это бывает связано с появлением в семье младшего ребенка, проявляется в период адаптации к детскому саду, переезда или других значимых событий в жизни ребенка.

Постарайтесь не ругать ребенка за временную несамостоятельность. Ведь таким образом он сигнализирует о недостатке внимания к нему со стороны родителей. Найдите возможность уделить малышу больше времени, чаще обнимайте его и хвалите за каждое проявление самостоятельности, и в скором времени ребенок снова будет управляться со своими личными делами без вашей помощи.

Направляйте ваши усилия на формирование теплых и доверительных отношений с детьми и другими членами семьи, ведь это лучшая основа для воспитания уверенности в себе, ответственности и самостоятельности у вашего ребенка.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*