Читаем вместе с ребенком

Как привить ребенку любовь к чтению? Как сделать так, чтобы прочтение книг было не тяжелой обязанностью, а приятным и любимым занятием? На примере своей семьи, мама Лена расскажет вам как она успешно решила этот вопрос, пройдя трудный и долгий путь от чтения «из-под палки» до такого момента, когда книга стала лучшим другом.

В современном мире с раннего детства практически каждый ребенок знаком с компьютером и большинство детей даже умеют им пользоваться. Телевизионных каналов и передач, которые приманивают к себе наших детей, существует великое множество. Информация, которую получают наши дети из этих источников, вытеснила чтение, как самое трудоемкое занятие. Ведь гораздо проще посмотреть фильм и потратить на это пару часов, чем тратить намного большее количество времени сидя за книгой.

Но грамотные родители, которые хотят, чтобы их ребенок вырос образованным и разносторонне развитым, должны понимать, что, несмотря на высокий уровень развития нашей цивилизации, еще не придуман инструмент, по значимости равный книге. В формировании личности человека и его мировоззрении книга должна играть главную роль, а компьютеры, телевидение и другие достижения науки быть лишь дополнением.

Многие родители столкнулись с такой проблемой, как нелюбовь ребенка к чтению.

На примере своей семьи я хотела бы рассказать, как мы успешно решили этот вопрос, пройдя трудный и долгий путь от чтения «из-под палки» до такого момента, когда книга стала лучшим другом.

Я научилась читать в четыре года. По рассказам мамы знаю, что в детском саду я практически каждый день брала в руки книжку и читала всем детям нашей группы. Дома чтение было бесконечным. Когда я пошла в школу, то в первом классе мне было неинтересно. Все учились писать какие-то крючки и палочки, учили буквы, а я уже давно все знала и была частым посетителем школьной библиотеки.

Так продолжается и до сих пор. Конечно сейчас, когда у меня уже есть муж и трое детей, возможности для чтения значительно ограничились. Свободного времени практически нет, ведь нужно успеть заниматься домом, работой, детьми. Но, несмотря на это, всегда у меня есть книга, которую я читаю, понемногу, пусть даже не каждый день, но процесс чтения не прерывается.

Моему сыну 11 лет. Буквы он выучил в три года, когда мы попали с ним в больницу с перитонитом. За три недели, провалявшись на больничной койке, по обычным кубикам с азбукой все буквы были изучены. Ну а дальше процесс пошел в гору. Сын шел в школу хорошо подготовленным, уже зная почти всю программу первого класса. Сейчас он уже в пятом. Учится на 4 и5.

Память просто отличная, можно позавидовать. Если не выучил урок, достаточно беглого взгляда — и пятерка уже в дневнике. Семья у нас читающая – и муж, и я. А вот с сыном возникла большая проблема. Никакого желания и скорее наоборот, практически отвращение к чтению. Что мы только не перепробовали. И методы поощрения и наказания, и покупки новых книг, которые на наш взгляд не могли не заинтересовать любого любознательного мальчика. Но все бесполезно.

Был долгий период времени, когда дома было установлено правило – читать каждый день по полтора часа обязательно. Пока это условие не было выполнено – никаких игр в компьютер, мультиков и других развлечений. Сын, смирившись, читал каждый день, уже не протестуя и не возмущаясь. Это стало восприниматься как должное, как почистить зубы или заправить кровать.

Его первая учительница поддерживала эту политику и говорила, что даже в такой форме принуждение к чтению дает свои результаты. Но конечно мы понимали, что это не выход и долго так продолжаться не может. Чтение стало обязанностью, которую очень не хочется, но нужно выполнять, и если вдруг в какой-то день, в силу определенных обстоятельств, мы разрешали не читать, то это было просто счастье.

Кроме сына у нас еще две младших дочери. В воспитании каждого ребенка часто возникают проблемы, с которыми родители сами не в состоянии справиться. Вот и я не пренебрегаю услугами психологов, читаю психологическую литературу, советуюсь с другими опытными родителями, учителями, чтобы собрать как можно больше информации и уже выбрать свое решение проблемы. Вот и в этой ситуации, перечитав весь Интернет, посетив психолога и выслушав тысячи мнений знакомых на этот счет, мы с мужем выработали собственную тактику поведения.

Сославшись на очень большую занятость и нехватку времени на чтение, я попросила сына мне помочь. Дело было представлено так, что мне просто необходимо прочитать определенный набор книг, который нужен мне не для собственного развития, а по работе. В то время я подрабатывала дома, занимаясь написанием методических материалов для одного ВУЗа. Тематики литературы там и в помине не было, но об этом моему сыну было знать не обязательно. И мы начали читать вслух, точнее читал сын, а я в это время могла заниматься различными домашними делами, готовить или рукодельничать. В общем, совмещала приятное и полезное.

Я даже не могла представить какой эффект произведет это нововведение. Сын читал не просто, потому, что он обязан, а для того, чтобы помогать мне. То есть то дело, которое он считал совершенно бесполезным, теперь стало очень важным и значимым. Вечерами, уже всей семьей мы обсуждали прочитанное, критиковали или хвалили героев, пытались угадать, что же произойдет дальше.

Так мы перечитали несчетное количество интересных книг, которые естественно мною уже давно были прочитаны. А сколько удовольствия получили – этого не передать, нужно только испытать на себе.

Совместное чтение сблизило нас и наши отношения стали более доверительными. Сын сам и не заметил, как втянулся в это увлекательное занятие и уже сейчас он читает самостоятельно и напоминает меня в детстве, когда все свободное время я проводила за книгой. Конечно, у него остается время и для других развлечений, но книга стала его спутником, и я надеюсь на всю жизнь. Совместное чтение мы не отменили, разве что немножко сократили во времени, делаем это по мере возможности.

Сейчас мой сын заканчивает пятый класс. В школе успехи стали еще лучше. Ему уже не требуется вспоминать огромное количество правил, чтобы писать без ошибок, слова пишутся правильно автоматически. Пересказ текста, прочитанного один раз, не вызывает никаких затруднений, сочинения и изложения пишутся на одном дыхании, благодаря большому словарному запасу и развитому воображению. Сейчас читаем вместе «Капитанскую дочку», а на полке уже ждут своей очереди «Дубровский» и сборник рассказов Куприна.

Каждый ребенок индивидуален. Методы воспитания, приносящие результат одним детям, могут быть бесполезны для других. Ищите, пытайтесь, пробуйте, нет неразрешимых проблем, есть неправильный к ним подход. Присматривайтесь к своему ребенку, живите его жизнью, его радостями и огорчениями. Любите его таким, какой он есть, и ваше сердце обязательно подскажет вам, как сделать так, чтобы между вами было полное доверие и взаимопонимание.

Автор статьи: Ефремова Лена


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*