Как воспитать оптимиста

Многие родители хотели бы вырастить своих детей жизнерадостными оптимистами, ведь таким людям живется гораздо легче, они большего добиваются профессиональной карьере и чаще бывают счастливы в личной жизни. Но как воспитать оптимиста, если сами родители давно разучились видеть плюсы в любой ситуации и утратили надежду на лучшее будущее?

На самом деле, не стоит отчаиваться. Воспитать оптимиста никогда не поздно, и даже самые скептически настроенные родители могут научиться позитивному взгляду на жизнь вместе со своими детьми. Что же на практике означает воспитание оптимиста?

Не будем забывать, что оптимист – это совсем не тот, кто в любой ситуации улыбается и путем самообмана внушает себе, что все хорошо. Оптимист – это человек, уверенный в своих силах, убежденный в том, что из любой ситуации можно найти приемлемый для него выход, умеющий объективно оценивать жизненные трудности и соотносить их со своими возможностями и стремлениями. Сталкиваясь с любой проблемой, оптимист не опускает руки, а находит плюсы и новые возможности, которые можно извлечь из этой ситуации, и заставляет обстоятельства работать на себя.

Воспитание оптимиста начинается с самых простых обыденных ситуаций, в которых родители должны научить ребенка видеть не только минусы, но и плюсы и именно на плюсах акцентировать внимание.

Например, малыш расстроился, что из-за плохой погоды не состоится запланированная поездка в парк аттракционов. Вместе подумайте, чем интересным вы всей семьей сможете заняться дома. Может быть, испечь вкусное печенье и пригласить кого-нибудь в гости? Или разыграть домашнее театрализованное представление?

Другой пример: малыш на прогулке потерял машинку. Конечно, это очень обидно и не стоит ругать ребенка за проявление негативных чувств. Обнимите его и скажите, что вы его понимаете и тоже расстроились бы в такой ситуации. А потом пофантазируйте на тему, как обрадуется другой малыш, который найдет потерявшуюся игрушку, или придумайте сказку о том, как все потерянные игрушки возвращаются в свою сказочную страну. Помогите малышу сделать выводы из случившегося – скажем, договоритесь, что уходя с площадки, всегда будете вместе проверять, все ли игрушки вы собрали.

Поощряйте вашего малыша браться за выполнение дел, которые потребуют от него значительных усилий и даже, возможно, небольшой посторонней помощи. Никогда не говорите: «Ты еще маленький, недостаточно сильный, быстрый, ловкий….», «У тебя не получится», «Ты не справишься с этим». Вместо этого скажите: «Давай сделаем вместе», «Тебе нужно научиться делать то-то и то-то, и тогда у тебя обязательно получится», «В следующий раз ты точно справишься».

Если вы видите, что ребенок хочет сделать то, что ему действительно не под силу, например, помочь вам донести тяжелую сумку, отвлеките его, дав не менее значимое поручение – дайте ему нести что-то не очень тяжелое из сумки или попросите открыть перед вами дверь. Если малыш просится поиграть в футбол со старшими ребятами, попросите их разрешить ему ударить по воротам, а потом мягко уведите с поля, чтобы «отработать удар» к следующему матчу.

Что касается выполнения дел, которые ребенку под силу выполнять самостоятельно, здесь родители должны предоставить детям полную свободу действий. Ведь каждое проявление самостоятельности, каждое доведенное до конца дело повышает уверенность малыша в собственных силах, воспитывает настойчивость и ориентацию на результат.

Бывает, что ребенок, уже успешно справлявшийся с каким-либо действием, вдруг терпит неудачу. Ну, например, не может завязать шнурок, нервничает и злится. Руки так и тянутся сделать это за него. Остановитесь, дайте ему возможность самому «попыхтеть» над этой задачей, ведь в эту минуту ребенок получает свой первый опыт преодоления трудностей и учится доводить дело до результата.

Одно из отличительных качеств оптимистов – интерес к жизни во всех ее проявлениях. Детям это качество свойственно от природы, и задача родителей заключается в том, чтобы не заглушить его, а развить и усилить. Поддерживайте увлечения вашего ребенка, не ленитесь искать ответы на его многочисленные «почему», помогите малышу увидеть мир во всем его разнообразии.

Читайте приключенческие книги и энциклопедии, смотрите научно-популярные передачи и обсуждайте увиденное, проводите наглядные опыты и эксперименты, ходите в музеи и на выставки. Обеспечьте вашему ребенку возможность заниматься разными видами творчества – пусть самовыражается в рисовании, лепке, музыке, а вы оставайтесь первым и самым искренним ценителем его творений.

Важнейшей предпосылкой воспитания оптимиста является благоприятная атмосфера в семье, взаимная любовь, забота друг о друге и уважение чужих интересов. Уже с самого раннего возраста любящая заботливая мать формирует у ребенка базовое доверие к миру, веру в то, что мир добр и хорош. Если же естественные потребности ребенка в пище, комфорте и ласке игнорируются или несвоевременно удовлетворяются, такой ребенок растет с ощущением враждебности мира и более склонен к развитию пессимистического взгляда на жизнь.

Немаловажное условие формирования веры в собственные силы, так необходимой оптимисту — безусловное принятие в семье. Ребенку будет легче сохранить оптимистичный настрой, если он уверен в том, что родители всегда поймут, поддержат и помогут.

Избегайте предъявления чересчур завышенных требований к своему ребенку, не сравнивайте его с другими детьми и не упускайте возможности выразить одобрение и похвалу.

Высказывая похвалу своему ребенку, обязательно упоминайте последовательность действий вашего малыша, которая и привела его к успеху. Например, он занял призовое место в соревновании, потому что упорно занимался, готовился к выступлению и прислушивался к советам тренера. Это поможет ребенку осознать, что любой успех является результатом последовательной цепочки действий и может быть достигнут путем сознательных усилий.

Помните, для того чтобы воспитать оптимиста, родителям самим придется отказаться от пессимистического взгляда на жизнь, научиться радоваться жизни, видеть положительные стороны в любых ситуациях, поверить с себя и в своего ребенка. Если ребенок будет видеть перед глазами пример такой активной и жизнерадостной позиции, у него просто не получится вырасти пессимистом.

Автор: психолог Суздалева Марина А.

Оцените статью
Добавить комментарий