Как приучить ребенка помогать по дому?

Как приучить сына помогать по дому Воспитание детей

Беспорядок в детской комнате и несамостоятельность детей порой заставляет родителей задуматься о том, как приучить ребенка помогать по дому. Эта непростая тема давно освещена в психологии и педагогике. Можно выделить несколько аспектов организации детского труда в помощь взрослым. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Когда приучать ребенка к труду?

Начать обучение трудовым навыкам можно еще в раннем возрасте. Ребенок 2-3 лет уже вполне способен выполнять простые односложные инструкции взрослого. Первый этап обучения будет заключаться в воспитании стремления к самостоятельности. Около двух лет малыш начинает осознавать себя, как отдельный от мира субъект. Поэтому он сам будет проявлять тенденцию к самостоятельности. Важно только поощрять инициативу и не делать все за него.

Кроме того, ребенок способен выполнять элементарные поручения. Можно попросить его что-то принести. Многие родители боятся этого («он ведь не прислуга!»). Но это может стать важным шагом к желанию трудиться, если он увидит, какую радость приносит маме своими действиями. Также дети часто подражают труду взрослых в своих играх. Станьте примером для своего чада!

Первоначальная подготовка к самообслуживанию

Уход за собой — это тоже труд. Надеть шапочку или рукавичку не так трудно. Но такое действие дает долю самостоятельности. Типичной ошибкой родителей являются вечные сборы в спешке, когда нет времени на то, чтобы малыш самостоятельно оделся. Мама или бабушка торопиться и все делает сама. Не следует этого делать. Дайте ребенку возможность выполнить максимум возможных действий самому.

В дошкольном учреждении часто воспитатели сталкиваются с проблемой полной несамостоятельности малышей. Разумеется, обучение навыкам самообслуживания входит в программу дошкольного воспитания. Но можно себе хотя бы представить, как сложно одному человеку одновременно заниматься обучением 30 человек при сборах на прогулку. Поэтому стоит заняться этим дома.

Труд на пользу общества

После первоначальной подготовки можно переходить к более сложным заданиям. По мере взросления увеличиваются возможности ребенка. Около 4-5 лет его движения становятся более координированными, а восприятие — совершенствуется. Он уже может выполнить поручение более сложного характера, например: «принеси яблоко и положи, пожалуйста, в корзину». Он вполне может запомнить и выполнить такую инструкцию.

Важно дать понять, что помощь окружающим — неотъемлемая часть жизни человека. Можно предложить помочь маме с уборкой. Выдайте ребенку влажную тряпочку, и пусть он вместе с вами протирает пыль. Отлично будет, если в уборке примет участие вся семья. Это станет наглядной демонстрацией необходимости труда для общей пользы. Но важно правильно координировать всех участников процесса. После уборки стоит сказать: «Посмотри, как стало чисто и красиво».

Чем может помочь ребенок?

Как уже говорилось выше, малыш может немного помочь с уборкой. Также следует регулярно предлагать ему самостоятельную уборку своих игрушек. После 5 лет ребенок вполне может заправить свою кровать. Показав несколько раз, как это делается, предложите ребенку застелить ее самому. Приучайте его аккуратно складывать на стульчик или вешать на крючок снятые с себя вещи.

Прекрасным способом приучения к труду может стать уход за животными и растениями. Разумеется, ребенок не может полностью самостоятельно ухаживать за ними. Но вполне может помогать маме, особенно, если он сам попросил завести черепашку или попугайчика. Купите маленькую леечку для полива комнатных растений, научите малыша аккуратно рыхлить землю в горшочках и наблюдать за динамикой роста и состояния.

Мотивация и условия труда

В качестве основного мотива должны использоваться собственные эмоции ребенка и эмоциональные реакции взрослого на детский труд. Важно хвалить, поощрять инициативу, а также обращать внимание ребенка на положительный результат своего труда. Продуктивность трудовых усилий — один из основных параметров, которые необходимо предлагать ребенку в качестве критериев самооценки. Однако следует учитывать возможности малыша и не давать ему такую работу, с которой он не справится.

Если взрослый позитивно реагирует на труд, у малыша вырабатывается устойчивое стремление к этому, чтобы видеть улыбку мамы и получать похвалу.

Поэтому не стоит ругать ребенка, если он что-то сделал не так или не доделал. Возможно, он просто устал. Можно предложить ему доделать работу позже. Но это нужно обязательно сделать. Иначе может сформироваться привычка, отказываться от работы под предлогом усталости. Он должен понимать, что все равно придется завершить начатое.

Таким образом, приучение к труду — это задача не только педагогов, но и родителей. Необходимо уделять должное внимание воспитанию трудолюбия. Понимание пользы труда поможет малышу стремиться к выполнению работы. Помогать взрослым — должно быть весело! Организуйте занятия с элементами игры и выбирайте посильную работу для ребенка. Тогда он станет отличным помощником для семьи.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. МамаВани

    Спасибо за ценные советы. Уже немного получается. Хочу чтобы помощник был. А то насмотрелась лоботрясов

  2. Наталья

    Нам почти три, мы убираем в комнате играясь. Мои варианты: кто быстрее или кто больше сложит игрушек, кто поставит карандаши в домик, какую гору мы можем сложить из книг, все придумываем по ходу:-)

  3. Дарья

    Ну, про «с 2-3 лет» по-моему перегнули… Мой стал одеваться сам по-маленьку только в 4 года вот, при этом в садике в группе он самый продвинутый 😉 Игрушки мы с ним вместе убираем, и это уже хорошо 🙂

  4. Семья на 5

    Спасибо автору. Ведь действительно, похвала влияет на желание помогать. Стоит начать критиковать ребенка и у него пропадает желание помогать родителям. Любая одобрительная мелочь стимулирует ребенка стать лучше. А мы, взрослые разве не так реагируем на похвалу или критику?