Раннее развитие детей в вальдорфских традициях

Раннее развитие детей в вальдорфских традициях Развитие ребенка
Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году в городе Штутгарде под руководством Рудольфа Штайнера. Система образования в ней во многом отличалась от педагогической системы, принятой в обычных школах.

Вальдорфская педагогика основана на уважении к детству и к индивидуальности каждого человека, а значит, ее целью является развитие природных способностей ребенка, его свободы, творческих возможностей и укрепление веры в свои собственные силы.

Именно поэтому вальдорфцы уделяли раннему развитию ребенка такое внимание. Ведь детство они считали уникальным периодом в жизни человека. Это то самое время, когда ребенок, словно чистый лист. Родители и воспитатели в раннем возрасте должны как можно больше дать ребенку, раскрыть его творческий потенциал, дать насладиться в полной мере прелестями периода детства.

Воспитание детей в традициях вальдорфской педагогики больше напоминает жизнь в большой и дружной семье, нежели работу «учебного заведения». Здесь нет целенаправленного обучения. Все свое время в детском вальдорфском саду дети играют, и так познают окружающий мир.

Опыт, знания и умения дети приобретают, слушая сказку, наблюдая и переживая, осваивая предметы домашнего обихода, играя и одеваясь, общаясь со сверстниками, взаимодействуя с родителями и педагогами, мастеря что-то своими руками, катаясь на качелях и т.д. — все время ребенок учится.

Основные идеи вальдорфской педагогики

Акцентируя внимание на возрасте раннего детства как важном, неповторимом периоде человеческой жизни, вальдорфцы считали, что развивать следует те способности и возможности, которые соответствуют данному возрасту. Не следует ускорять развитие малышей с помощью различных тренингов, или рано обучать их чтению и письму. Лучше будет в этом возрасте развивать способности детей всесторонне, охватив все сферы деятельности ребенка. Развитие интеллектуальное должно проходить вместе с развитием эмоциональным, психосоматическим, социальным и практическим.

  • Основная задача вальдорфской педагогики — это пробудить и развить заложенные в каждом ребенке способности и задатки.

Согласно вальдорфской педагогике раннее развитие детей заключается:

— в создании благоприятной для развития ребенка атмосферы

Так как дети очень чувствительны к выражению лица взрослого человека, то взрослые должны все делать для того, чтобы дети почувствовали по отношению к себе любовь. Только искренне, а не вынужденное чувство способно правильно сформировать личность будущего ребенка. Когда малышу хорошо и комфортно, то это сподвигает его к развитию. Поэтому радостная, спокойная и творческая атмосфера так важна для ребенка.

— в организации пространства, которое способствует развитию свободной игры

Для полноценной игры детям нужно создать надлежащие условия. В этом пространстве должно быть все необходимое для развития ребенка: игровой материал, различные инструменты, оборудование, то есть все, что даст как можно больше импульсов для содержательных и активных игр.

— в организации здорового ритма жизни группы

Для гармоничного развития ребенка необходимо создать ритм жизни, повторяющийся ежедневно. Чередующиеся занятия создают недельный ритм: в один день недели дети занимаются эвритмией, в другой — рисуют красками, в третий — организуют кукольный театр.

— в создании многообразных форм для игровой деятельности

Воспитатель не навязывает детям определенную игру, а просто побуждает их к активной игровой деятельности. Дети сами выбирают то, во что они хотят играть. Воспитатель лишь наблюдает и старается не вмешиваться в это процесс. Такая «свободная игра» занимает каждое утро по 1,5-2 часа, и развивает у детей мышление, фантазию, самостоятельность, свободу выбора и другие качества.

— в воспитании через подражание и пример

Так как маленькие дети в основном все повторяют за взрослыми, то это — отличная возможность обучать детей на своем собственном примере. Воспитатель вальдорфского детского сада предлагает детям самые различные виды деятельности. Повторяя за педагогом, дети сами обучаются. Это способствует развитию творчества, умений, ловкости и сноровки.

— в занятиях разными видами трудовой деятельности

Детей уже с детства приучают к труду. В предлагаемой деятельности каждый ребенок участвует по-своему, насколько он хочет или может. И происходит это не насильно, а в форме игры. Так, например, детей учат рукоделию: прясти, шить, ткать на маленьких ткацких станках, красить шерсть и ткани, мастерить себе игрушки. Кроме того, дети участвуют в помоле зерна, выпечке хлеба, уходе за садом, уборке группы и других видах работы. Когда дети делают это сами, то они понимают смысл своей работы, видят результат, к которому это приводит. Кроме того, развивается мелкая моторика рук и осязательная активность пальцев.

Существуя уже почти столетие, вальдорфская педагогика зарекомендовала себя как система воспитания, основанная на уважении к личности ребенка и его свободному выбору, без оценок и принуждений.

Автор статьи — Морозова Юлия Николаевна

 Интересные статьи:  Методика Сесиль Лупан
 Методика раннего развития детей Никитиных
 Методика раннего развития детей Марии Монтессори
 Методика раннего развития детей Глена Домана
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Я-мама

    Воспитание ребенка на собственном примере через подражание наиболее верный способ развития крохи. Мы вместе печем печеньки, моем полы, складываем игрушки и одежду и т.д. Летом мой малыш — серьезный огородник, который поливает клубнику. И хоть пользы от такой «помощи» мало отлучать его от выполнения домашних обязанностей не буду!