Как раскрыть способности ребенка?

Как раскрыть способности ребенка Развитие ребенка

Почти все родители задаются вопросом, как и когда начинать развивать способности у своего чада. Но правильнее было бы сформулировать этот вопрос несколько иначе: «Как не лишить ребенка этих способностей?». Все без исключения дети приходят в наш мир, наделенные множеством дарований, и наша задача — помочь малышу раскрыть и реализовать их. Подробнее поговорим об этом в предлагаемой вашему вниманию статье.

Ребенок удивительно восприимчив, он впитывает всё, словно губка. Природой каждому даны определенные задатки, на основе которых можно развить множество различных способностей. Задатки  –  это лишь генетически обусловленная склонность к тем или иным видам деятельности, и задача родителей верно распознать их и создать условия для формирования непосредственно самих способностей, которые могут проявляться в интеллектуальной, творческой, коммуникативной, двигательной деятельности. Что же для этого потребуется в первую очередь?

1. Подарите своему еще не родившемуся крохе любовь и положительные и яркие впечатления

Мама – это целая Вселенная для ребенка, именно она выступает посредником между ним и окружающим миром. Ваши позитивные мысли, эмоции, впечатления передаются и малышу. Следовательно, первые шаги к раскрытию его способностей вы делаете еще до появления крохи на свет. Он уже слышит вас, чувствует изменения вашего настроения, различает голоса, реагирует на музыку.

Подтверждено, что дети узнают мелодии, слышанные ими до рождения. Далеко не каждый ребенок в будущем станет музыкантом или композитором, но он обязательно будет восприимчив к музыке, кроме того, у вас есть шанс привить ему хороший вкус к ней. Также вы можете читать ребенку стихи, сказки, просто любоваться картинами или живописными видами природы — малыш способен запомнить очень многое из того, с чем вы познакомите его еще до появления на свет. Поэтому выбирайте все самое лучшее, светлое и доброе.

Разговаривайте с малышом, объясняйте ему, что происходит вокруг вас,  – все это станет залогом вашего с ним душевного контакта в будущем. Ребенок, которого ждут и любят, имеет значительно  больше шансов в дальнейшем проявить себя.

2. Помогайте малышу в удовлетворении преобладающих в каждом возрасте потребностей

В первые месяцы жизни любой ребенок прежде всего нуждается в ощущении безопасности. Это основа его будущего доверия к миру. Ребенок не понимает еще речи, но очень тонко чувствует эмоции окружающих. Ребенок должен слышать, что его любят и забота о нем родителям только в радость.

Подрастающий малыш стремится изучать окружающий его  мир, и тут основная задача родителей – поддержать его склонность к познанию, а не заглушить ее одергиваниями и запретами, ведь без нее никогда не будут реализованы и природные задатки ребенка. Позднее придет стремление к самостоятельности, затем появятся первые проявления индивидуальности, активный поиск интересов… Поддерживайте ребенка в этом, лишь тогда смогут раскрыться его природные дарования. И неизменной в любом возрасте остается потребность в любви.

3. Проявляйте внимание к ребенку

Находите время отвлечься от важных дел, когда ребенок пытается привлечь ваше внимание. В конце концов, именно он –  это самое важное в вашей жизни дело. Если малыш чувствует, что он для мамы с папой приоритетнее, чем их работа, то он растет уверенным в себе и с положительной самооценкой. А последняя как раз влияет на развитие творческих сил и веру в собственные возможности.

Кроме того, лишь постоянно наблюдая за малышом и общаясь с ним, вы сможете определить, какие у него склонности и предпочтения. Ребенок может сочинять интересные и забавные истории, наблюдать за бабочками, рисовать, петь, демонстрировать удивительную ловкость – но вы ничего этого не увидите до тех пор, пока не поставите на первое место ребенка, а не работу и домашние заботы.

Если вы выбираете для своего малыша кружок или секцию, ориентируйтесь прежде всего на его возможности и интересы, не поддавайтесь веяниям моды либо своим мечтам воспитать второго Эйнштейна или Марадону.  Самое плохое, что может сделать родитель — это принуждать ребенка заниматься чем-то «из-под палки».

4. Хвалите ребенка за его достижения

Положительное представление о себе – основа для развития способностей. Акцентируйте внимание на успехах малыша, отмечайте его достоинства и сильные стороны. Если ребенок ошибся и не справился с чем-то, не спешите критиковать его, а придите на помощь и подскажите, как исправить ошибку.

Избегайте ругать малыша за ошибки интеллектуального плана. Если вы и наказываете его, то делайте это исключительно за недостаточную самодисциплину, когда он не сделал что-то своевременно либо проявил лень и небрежность.

  • Ребенок, который растет с чувством уверенности в себе, имеет все шансы стать полноценной и самодостаточной личностью и реализовать свои задатки наилучшим образом.

Психологи выделяют два типа мотивации, формирующиеся у детей. Первая из них – мотивация достижения успеха. Вторая – избегания возможных неудач, то есть ребенок предпочитает даже не браться за дело, чтобы не потерпеть поражение. Это как раз проблема неуверенных в себе детей. Развитие же способностей возможно только при первом варианте мотивации.

5. Поощряйте активность и любознательность ребенка

Невозможно определить, есть ли у ребенка художественные или музыкальные способности, если он не нарисовал ни одного рисунка и не попытался спеть ни одной песни. Будьте терпеливы, отвечая на его вопросы, даже если они кажутся вам странными или наивными.  Предлагайте ему различные творческие задания, подразумевающие креативные решения (например, тесты Торренса).

В любящей семье, где родители с уважением относятся к интересам и предпочтениям своего ребенка и стараются дать ему разностороннее воспитание, гораздо больше вероятности, что способности детей раскроются. Главная задача взрослых при этом – предоставить малышу возможности для развития, а каким образом их реализовать, он выберет сам. И чем раньше родители смогут распознать задатки ребенка, тем успешнее будет развиваться его природный потенциал.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Елена

    Стараюсь не подавлять своего малыша и с интересом отношусь ко всем его начинаниям. Так вот у меня растет художник! Нарисует что-нибудь на обоях и зовет смотреть. Если спросить, что нарисовано, то каляки оживают в буки (буквы), бибики (машинки) и бувов (герой м/ф Дом). Поначалу ругала, объясняла, однажды даже наказала, но все безрезультатно. Решили, что пусть рисует.