Игры для первоклашек

Игры для первоклашек Развитие ребенка
Рассмотрим, какие игры помогут на переменке снять накопленное за урок напряжение и во что играть на уроке для лучшего усвоения материала.

Первый класс — самое волнительное время для всех. У родителей, и так постоянно переживающих за своё чадо, в этот момент появляется к уже существующей тысячи вопросов ещё несколько сотен. Учитель волнуется о новом классе, какие там ребятки, найдут ли они общий язык. А юный школьник вдруг понимает насколько он уже большой, и что у него начинается новая жизнь. Вхождение в школьную, взрослую, серьёзную жизнь должно пройти наименее болезненно, и именно игры, которым до этого мгновения было уделено всё время дошкольника, могут помочь в этом.

Давно доказана тесная взаимосвязь между качеством знаний школьника и тем, как эти знания получаются. К сожалению, традиционные 40 минут урока спокойно высидеть, выслушать и, самое главное, понять материал, может лишь 1 первоклассник из 10.

Игры для первоклашек в классе

Сегодняшние первоклассники в большинстве своём взъерошенные, краснощёкие воробушки, у которых нервная система не может сама себя затормозить; на их фоне в уголочке ютится меньшинство — мягкие, тихуши, чью нервную систему наоборот надо разгонять. И лишь 3 из 10 юных школяров врачи и педагоги записывают в «норму». Хотя любой здравомыслящий педагог и\или родитель понимает — любой ребёнок это норма. Только у каждого своя норма.

Не стоит насильно заставлять «тихуш» играть главную роль в школьной постановке, ровно как и не стоит «шустрика» наказывать сидением в углу, вместо того, чтоб «выпустить пар» и спокойно просидеть следующий урок, стояние в углу ещё больше напряжёт и без того взвинченную нервную систему, и просидеть не то что урок, и 10 минут первоклашка не сможет, хоть с ремнём над ним стой. Ещё Ушинский говорил, про 10 минут движения, которые дарят целый урок заинтересованного внимания.

В санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (сокращённо СанПиН) для начальной школы чёрным по белому прописаны физкультурные минутки, благодаря которым происходит смена деятельности, что поддерживает концентрацию внимания в максимальном состоянии.

Итак, физминутки на уроке:

— улучшают мозговое кровообращение
а) В медленном темпе 6 раз наклонить голову вперёд-назад, вправо-влево
б) 6 раз повернуть голову в стороны, глядя через плечо.

— снимают напряжение с рук
а) Кулачки на пояс, локти медленно соединяем спереди и сзади 10 раз. Соединяя локти перед собой — наклоняем голову вперёд, соединяя локти за спиной — отклоняем голову назад и вниз.
б) Руки вверх, пальцы сжимаем в кулачки и разжимаем под всеми известную: «Мы писали, мы писали наши пальчики устали, а теперь мы отдохнём и опять писать начнём». Школьники, а в особенности первоклассники, слишком сильно сдавливают ручку во время письма, что приводит к перенапряжению в мышцах и суставах детских пальчиков, поэтому проведение именно этого упражнения настоятельно рекомендовано.

— расслабляют корпус
а) Стоя, кулачки на пояс, медленно повернуть корпус, заглядывая через плечо 6 раз
б) Стоя, руки вдоль тела, 6 раз медленно повернуть таз вправо-влево, не двигая плечи
в) 10 раз встать на носочки. Вставая сжимать руки в кулачки, опуская пятки на пол — кулачки разжимать.

— снимают напряжение с глаз
а) Быстро моргать в течение 10 секунд (учитель считает вслух)
б) Крепко зажмурив глаза сосчитать до 5, открыть глаза, посмотреть на доску. Повторить 4 раза.

И если физминутки прописаны СанПиНом, то добавив к ним игры для первоклассников, педагог снимает не только физическое, но и эмоциональное напряжение класса, ближе знакомит одноклассников, что сплачивает коллектив и настраивает на нужный лад. А дружный и весёлый коллектив всегда показывает высокие результаты.

Игры с первоклассниками на уроке

У учителя в шкафу обязательно должна находиться коробка с шариками. Коробка может быть простой, из-под обуви. Можно обклеить цветной бумагой или фольгой. А также необходимы пронумерованные шарики для пинг-понга в количестве равном ученикам. Номер шарика = номер в классном журнале. Подписывать шарики следует чёрным перманентным маркером. Эта чудо-коробка в будущем разрешит немало споров кто пойдёт\отнесёт\вымоет\сделает. Чистый жребий. Ничего личного. Игры для первоклашек в классе делают уроки лёгкими и приятными.

1. Ученикам надо придумать три слова, одно из которых будет лишним. Учитель достаёт шарик с номером, ученик зачитывает свои три слова. Первый, кто поднял руку и правильно ответил, зачитывает свои слова. Например, (медведь, волк, берёза), (кровать, окно, диван), (чай, молоток, отвёртка).

2. Ученик, номер которого указал шарик из коробки, говорит любое слово, второй ученик, на которого укажет следующий шарик, говорит второе, абсолютно любое слово. Далее, третий шарик-смешарик-ученик, сочиняет предложение. Например, стол-день: стол каждый день вытирают от пыли; кот-одежда: кот раскидывал одежду по всему дому; пакет-шкаф: в пакет положим игрушечный шкаф.

3. Шарик (или два, пусть детки сами решат) указывает номер страницы учебника. Все открывают учебник на указанной странице и читают по очереди (с первой парты и т.д.) слова, которые начинаются на букву г (или ф, или к, или…). Это один из методов, который прививает детям любовь к чтению.

4. Класс придумывает рассказ. Первое предложение говорит учитель, далее первоклассник придумывает продолжение и поднимает руку. Условие — в предложении минимум 3 слова. Например, учитель: катер мчался по волнам; первый ученик: капитан смотрел в бинокль; второй: до берега было ещё далеко…

5. Ученики встают рядом с партой.

Учитель зачитывает:

Птички по небу летали-летали (дети машут «крылышками»),

птички семена собирали-собирали (дети чуть присели и в воздухе пальчиками щипательными движениями собирают семена),

от радости прыг-прыг (дети 2 раза прыгают),

и лапками дрыг-дрыг (дети сначала одну ногу стряхивают, потом вторую),

на жёрдочку сели (дети садятся на стулья)

и внимательно посмотрели (дети смотрят на учителя, учитель продолжает объяснять новый материал).
6. Учитель говорит «дождь» — дети кончиками пальцев стучат по парте (разгоняя кровь и снимая напряжение с пальчиков), «град» — детки поворачивают ладошки вверх и стучат по парте тыльной стороной кисти. Затем учитель говорит: «вот и небо прояснилось, ветер утих и мы продолжаем…»

7. Учитель говорит слово, первый ученик называет антоним и следом придумывает слово для следующего игрока. Например, белый-чёрный, холодный; холодный-горячий, толстый; толстый-тонкий, лёгкий…

8. Класс делится на команды по 5 человек. По заданию учителя дети начинаю писать слова, которые начинаются на букву «г» (заканчиваются на «п», слова из 4х букв, слова, описывающие осень, зиму или школу…)

9. Класс делится на команды по 5 человек. Учитель раздаёт командам «шифровки» — листок с набором цифр, и говорит, что цифра — это порядковый номер буквы в алфавите: а-1, б-2, в-3… Побеждает команда первая отгадавшая шифр. Зашифровать можно пословицы, стихи, правила русского языка…

Игры для первоклашек на перемене

Вот и прошёл урок, наступила перемена. В 9 школ из 10 бегать на перемене строго запрещено. Куда же деть юному школяру ту энергию, которая копилась внутри целых 40 минут? Для этого на перемене учитель обязан так организовать досуг первоклашек, чтобы те с благодарностью и любопытством внимали каждому слову учителя на предстоящем уроке. Игры для первоклассников на переменках крайне необходимы для успешного усвоения материала.

Игры на перемене

Если перемена не предусматривает поход в столовую или подготовку к проведению урока вне класса (физкультура, музыка, ин.язык), то учеников ни в коем случае не следует предоставлять самим себе. Досуг должен быть организован учителем, в игры для первоклашек в школе следует играть всем классом.

1. Класс делится на 3 команды (в обычном классе 3 ряда, один ряд=одна команда), каждой команде раздаются карточки от 0 до 9, которые распределяются по одному числу в одни руки. Педагог зачитывает пример, команда считает и отправляет игроков с карточками, из которых складывается правильный ответ к доске. Например, учитель спрашивает 28-11, команда, сделавшая вычисления раньше всех, отправляет к учителю (к доске) учеников с карточками «1» и «7».

2. В среднестатистических школах коридоры большие, широкие и имеют большие холлы и фойе, где очень удобно проводить игры для первоклашек на перемене. Например, поиграть в животных. Учитель говорит животное и произносит его звук, первый ученик повторяет за учителем и придумывает своё животное, второй ученик повторяет животное учителя, первого ученика и придумывает своё, и т.д. Например, учитель: кошка-мяу; первый ученик: кошка-мяу, собака-гав; третий ученик: кошка-мяу, собака-гав, корова-му… Кто сбился, тот выбывает.

3. Класс строится в 2 шеренги лицом друг к другу. Каждый говорит своему соседу 2 комплимента. Например, у Васи красивые глаза и добрая улыбка; у Кати блестящие волосы отличный почерк; у Димы талант к математике и стильный рюкзак; Света храбрая и красивая…

4. Класс делится на пары, которые встают боком, обнимая товарища одной рукой. Получается, что один имеет свободную только правую, другой только левую руку. Всем раздаются шнурки, которые надо завязать «бантиком» используя только свободную руку. Последние 5 пар выбывают. Далее раздаются листки и ножницы, надо вырезать квадрат (треугольник, овал…) — одни держит лист, второй режет. И в заключительном третьем туре пары должны из листка сделать самолётик. Первая пара, которая запустит свой самолётик и победит.

5. Мальчикам раздаются расчёски и ленты, юные стилисты делают красивые косы и хвостики своим одноклассницам.

6. Ученики встают в круг, учитель в середине круга держит в руках красный, жёлтый и зелёный круг (светофор). Учитель поднял вверх зелёный круг — все пошли по кругу. Красный — остановились, жёлтый — приготовились.

7. Классический «ручеёк»: все встают в пары, в ряд, берутся за руки и поднимают соединённый руки вверх. Ведущий проходит через «ручеёк» и выбирает себе пару, встаёт со своей парой в конце «ручейка», оставшийся без пары становится ведущим. Примечание — мальчики выбирают девочек, девочки — мальчиков.

Игры для первоклашек на улице

В СанПиН’е, уже упомянутом ранее, говорится о проведении динамической паузы в течение 45 минут, 30 из которых должны быть активно проведены подвижные игры для первоклашек на улице, или, если погода не располагает, в спортивном или актовом зале.

1. Класс делится на 2 команды, внутри каждой команды образуются пары, которые встают боком, обнимая товарища одной рукой. Получается, что один имеет свободную только правую, другой только левую руку. Пары должны добежать до финиша, где стоит стул (ведро, кегля, ученик), обогнуть его и вернуться к команде. Побеждает команда, быстрее преодолевшая дистанцию.

2. На финише стоит стул, на котором 2 тарелки (миски, ковшики, кастрюльки, коробки из-под обуви). На старте находятся 2 команды, 2 столовые ложки и коробка с шариками для пинг-понга. Задание — по очереди игроки берут столовую ложку, кладут в него шарик и несут на финиш в тарелку, затем бегом возвращаются к своей команде. Шарики не должны падать на землю и их нельзя придерживать рукой. Побеждает команда первая перенёсшая шарики от старта до финиша. Есть «мокрый» вариант этой игры — в ложке надо носить воду, и побеждает команда, у которой воды в стакане окажется больше.

3. Учитель мелом рисует 2 несложных кривых линий на асфальте. Класс делится на 2 команды. Первому участнику завязывают глаза, и по подсказкам своей команды он должен пройти по линии. Подсказывают команды так: «два шага вправо, шаг вперёд, три шага влево…»

4. Классу говорится, что все они большая дружная семья, решившая сделать семейное фото. Ученики сами решают кто они — мама, папа, младенец, дедушка, троюродный дядя из Самары, любимый пудель брата, или двоюродная тётя из глухой деревни. Создают композицию для фото, и в момент когда «вылетит птичка» кричат «ура» и весело хлопают. Желательно сделать настоящее фото. Эту игру следует проводить в самом начале обучения. Так учитель сразу выяснит лидеров и ведомых.

5. Перетягивание каната всегда было весёлой забавой.

6. Игру в съедобное и несъедобное знает каждый первоклашка ещё с садика.

7. Класс делится на 2 команды, которые взявшись за руки встают друг напротив друга, образуя 2 «цепи». Игроки первой команды кричат «Цепи-цепи разбейте нас», вторая команда спрашивает «Кто?». Первая команда называет имя, игрок, чьё имя назвали, со всей силы бежит и старается меж двух игроков разбить «цепь» (ребята должны разъединить руки). Если «цепь» разорвалась, то игрок забирает одного из разорванной цепи в свою команду. Если «цепь» осталась нерушима, то игрок встаёт в команду соперников. Побеждает команда, создавшая саму длинную цепь, либо игра длится до тех пор, пока не в команде не останется один игрок.

Выплеснуть свою энергию порой и взрослым необходимо, что уж говорить о вчерашних детсадовцах, которые весь день на качелях да с горок катались. Добавив развивающие игры в школьную жизнь первоклашки можно из скучной обязанности, превратить школу в весёлую и дружную компанию, где весело получать новые знания и легко зарабатывать «пятёрки».

Автор статьи: учитель Яфунина Елена

  Полезные статьи:  Как воспитать ребенка счастливым?
 Как заставить ребенка делать уроки
 Что делать, если ребенок не хочет делать уроки?
 Как заработать деньги школьнику?
Оцените статью
Добавить комментарий