Экологические игры для детей

Экологические игры для детей Развитие ребенка

В данной статье представлены развивающие игры на экологическую тему, направленные на воспитание бережного отношения к природе и развитие познавательных процессов. Сюжеты предназначены для детей 2-7 лет.

1. «Если бы из леса исчезли…»

В этой игре воспитатель предлагает убрать насекомых из леса. «Что в данном случае произойдет с другими обитателями? Если бы исчезли птички? Если бы пропали все ягодки? Если бы исчезли грибы? Если бы из леса ушли зайчики?»

Оказывается, лес не случайно собрал вместе своих обитателей. Все лесные звери и растения друг с другом тесно связаны. Они не смогут обходиться друг без друга.

2. «Какого цветочка не стало?»

На стол выставляется пять или шесть цветочков. Малыши стараются запомнить их. Воспитатель предлагает им закрыть глаза и убирает один цветочек. Детки открывают глазки и вспоминают, какой еще стоял цветочек. Игра проводится 5 раз. С каждым разом можно увеличивать количество цветочков на столе.

3. «Что в руке?»

Малыши выстраиваются в круг и держат за спиной руки. Воспитатель раскладывает им в руки муляжи фруктов. Потом показывает какой-нибудь фрукт. Детки, которые у себя определили такой же фрукт, должны по сигналу к воспитателю подбежать. Предмет надо узнавать на ощупь.

4. «Распределение по цвету плодов».

Воспитатель предлагает малышам распределить по цвету плоды: на одну тарелочку положить плоды с желтым оттенком, на другую – с красным, а на третью – с зеленым. Сказочный персонаж (к примеру, Вини-Пух), в этом тоже принимает участие и совершает ошибки. К примеру, к зеленым плодам кладет желтую грушу. Воспитатель и малыши деликатно и доброжелательно указывают на ошибку и называют оттенки цвета: ярко-красный (помидор), светло-желтый (капуста).

5. «Распределение плодов по вкусу и форме».

Воспитатель предлагает малышам разложить плоды по форме: продолговатые – на одну тарелочку, а круглые – на другую. Затем дает следующее задание: на одну тарелочку положить сладкие плоды, на другую – несладкие. Вини-Пух обрадуется, ведь он очень любит все сладкое. После того, как закончится распределение, Вини-Пух ставит себе тарелочку со сладкими плодами: «Как же я люблю все сладкое!» «Но ведь это неприлично все самое вкусное себе брать! — говорит воспитательница. – Детки тоже любят сладкие овощи и фрукты. Ребята, идите мыть руки. Тем временем я разрежу овощи и фрукты и угощу всех».

6. «Где спряталась рыбка».

Эта игра развивает умение малышей анализировать, расширять словарный запас и закреплять названия растений. Для игры понадобится голубая бумага или ткань (пруд), ракушка, несколько видов растений, коряга, палочка.

Малышам показывают игрушечную рыбку, которая «захотела с ними поиграть в прятки». Затем воспитатель просит их закрыть глазки и тем временем прячет рыбку за какой-либо предмет или растение. Малыши открывают глаза. «Как рыбку найти? — спрашивает педагог. – Я вам расскажу, куда она спряталась». Он рассказывает деткам, на что похож предмет, за которым рыбка «спряталась». Малыши отгадывают.

7. «Назови растение». Педагог предлагает назвать растения (к примеру, четвертое слева или третье справа и так далее). Потом он меняет условие игры: «На каком месте находится бальзамин?» и так далее.

После этого воспитатель обращает внимание малышей на то, что у растений совершенно разные стебли. «У каких растений вьющиеся стебли? Прямые? Как надо за ними ухаживать? Чем еще растения отличаются друг от друга?»

8. «Игра в слова». Воспитатель говорит детям: «Я вам прочитаю слова, а вы мне скажете, какие из них подходят шмелю (таракану, муравью, пчеле).

Словарь: зеленый, муравейник, мед, порхает, трудолюбивая, увертливая, пасека, красная спинка, улей, надоедливая, река, мохнатый, звенит. Паутина, стрекочет, тли, квартира, «летающий цветок», вредитель, жужжит, соты, «чемпион по прыжкам», хвоинки, большие глаза, пестрокрылая, полосатый, рыжеусый, нектар, рой, гусеница, пыльца, отпугивающая окраска, защитная окраска.

9. «Вода, земля, воздух, огонь».

Игроки встают в круг. Ведущий стоит посередине. Он бросает мячик одному из игроков, произнося одно из следующих слов: воздух, огонь, вода, земля. Если он сказал «земля», то игрок, поймавший мячик, должен назвать обитателя данной среды. На слово «воздух» участник игры должен ответить названием какой-нибудь птицы, а на слово «вода» — названием рыбы. При слове «огонь» игроки должны повернуться кругом несколько раз, помахивая руками. После этого мячик возвращают ведущему. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

10. «Я знаю».

Малыши становятся в круг. Воспитатель с мячом стоит в центре. Он бросает ребенку мячик и называет группу объектов природы (птицы, рыбы, звери, цветы, деревья, растения). Малыш, поймавший мячик, говорит: «Я знаю три названия зверей. Он должен перечислить их (к примеру, олень, заяц, волк). Затем он возвращает воспитателю мячик. Другие группы объектов природы называются аналогично.

11. «Цепочка»

У педагога в руках карточка с изображением какого-либо объекта природы. Передавая карточку, сначала воспитатель, а потом каждый малыш называет по цепочке по одному признаку этого объекта таким образом, чтобы не повториться. К примеру, «белочка» — это животное, лесное, дикое, пушистое, рыжее, прыгает с одной веточки на другую, грызет орехи и так далее.

12. «Летает, бегает, плавает».

Педагог называет малышам объект живой природы. Они должны изобразить, как передвигается данный объект. К примеру, при слове «карась» детки имитируют плывущую рыбку, при слове «зайчик» — начинают прыгать, а при слове «сорока» — изображают полет птички.

13. «Выбери нужное».

Для начала надо на столе рассыпать предметные картинки. Педагог называет какой-нибудь признак или свойство, а малыши должны выбрать побольше предметов, обладающих данным свойством. К примеру: «влажный» — это могут быть картинки росы, воды, тумана, облака и так далее. Или: «зеленый» — листочек, дерево, капуста, огурец, ящерица, кузнечик и так далее.

Автор: педагог Евстигнеева Лидия Сергеевна.

Статья подготовлена специально для сайта mama12.ru. При копировании материалов статьи, активная ссылка на первоисточник mama12.ru обязательна.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    Очень познавательно. Обязательно попробую поиграть со своими малышами. Надеюсь, они заинтересуются, так как им быстро надоедают одни и те же игры, а тут столько новинок, заслуживающих внимания!